Рождение Предтечи и рождение Христа

В библейской истории толкователи видели не только прямой, но и аллегорический смысл. Какие образы связаны с рождением Иоанна Крестителя?

Рождение Иоанна Предтечи (как и рождение Христа) было предсказано пророками. «Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я не поразил земли проклятием», — записал в своей Книге пророк Малахия.

Писания пророков аллегоричны. Некоторые люди действительно ждали, что на земле явится сам Илия. «Что же, ты Илия?»,  спрашивали самого Иоанна посланные из Иерусалима, когда тот уже начал крестить и проповедовать.

Иисус Христос указал на аллегоричность слов пророка Малахии. «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!»,  сказал Спаситель об Иоанне, объяснив его роль в спасении человечества.

Естественно, что рождение человека, который подготовит людей к приходу Мессии, должно было отличаться от рождения обычного иудейского мальчика.

В Евангелии от Луки мы читаем о том, что будущий Креститель Господень родился у престарелых праведных супругов, причем о его рождении отцу сообщил сам Архангел Гавриил.

Почему же этот человек, о котором Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший» родился не у молодой, цветущей четы?

Наверное, мы привыкли, что с чем-то хорошим, светлым, радостным связывают молодость. Но в Евангелии мы сталкиваемся с другой логикой. Для Господа не было ничего невозможного: могла родить и пожилая женщина, могла родить и Дева. Рождение Крестителя было не просто историческим фактом. Он было знаком, которые люди должны были расшифровать. Долговременная бездетность праведных Захарии и Елисаветы  родителей Иоанна Крестителя  это символ.

Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного»,  объясняет этот момент Феофилакт Болгарский.

Можно сказать, это указывало на то, что неверно было оценивать достоинство, если угодно, праведность человека по тому, все ли в его жизни устроено так, как принято (есть дом, дети, стабильный доход и т.п.). Важно, как расположено его сердце, что происходит у него в душе.

Как же Захария отреагировал на приветствие Ангела?

Казалось бы, надо радоваться и после службы поспешить домой обрадовать жену, но Захария усомнился в том, что это будет. Спустя полгода Ангел Гавриил так же неожиданно явится Марии, и юная Дева смиренно покорится воле Господа. Но знающий Писания священник не принял слов Ангела. 

И такая его реакция тоже является символом: «Он предызображал и случившееся с иудеями,  писал Феофилакт Болгарский.  Ибо как он, старый и бесплодный, и неповеривший, родил сына, большего пророков, так и церковь иудейская и иерархия, хотя застарела и была бесплодна и неверна, и преслушна, однако же, родила во плоти Слово Божие, Владыку пророков, с рождением Которого бывшие прежде непокорными перешли к вере и исповеданию».

Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея проводил параллель между благовестием о рождении Христа и о рождении Иоанна Предтечи. Захария не поверил Гавриилу и усомнился в его словах. То же самое могло произойти с Иосифом  обручником Девы Марии. Поэтому Ангел возвещает Иосифу о рождении Христа не до того, как произошло зачатие Младенца, а после: «Не трудно поверить делу, когда оно уже пред глазами; а когда нет и начала его, тогда слова не так легко могут быть приняты. Потому-то ангел и не сказал сначала; по той же причине молчала и Дева».

Сравнивая эти два благовестия, Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что Захарии и Деве Марии Гавриил являлся наяву (наяву же ангелы явились пастухам), а к Иосифу пришел во сне. «Иосиф имел много веры; для него не нужно было такого явления. Для Девы нужно было необыкновенное явление прежде события, потому что благовествуемое было весьма важно, важнее, нежели благовествуемое Захарии; а для пастырей нужно было явление, потому что это были люди простые».

Поскольку Захария подверг слова Гавриила сомнению, он был наказан: до рождения сына Захария не мог говорить. И это наказание, как объясняет его смысл Феофилакт Болгарский, тоже было символично: «Что Захария не мог говорить, а употреблял знаки, это указывает на неразумную жизнь иудеев. Ибо, умертвив Слово, они не могут дать отчета ни в делах, ни в речах своих. Если даже спросить у них о чем-нибудь пророческом, то они не отверзают уст и не могут дать тебе ни слова, ни ответа».

Жизнь Иоанна Крестителя была посвящена подготовке людей к приходу Христа, и даже его рождение было частью этой миссии. Обстоятельства рождения напоминают историю Исаака, сына Авраама и Сарры. Примерно за 18 столетий до рождения Иоанна престарелому Аврааму, как и Захарии, было обещано, что у него родится сын. Его жена, как и Елисавета, была неплодна всю жизнь. Однако, в отличие от Захарии, Авраам поверил предсказанию.

Эти события относились к глубокой древности, возможно, их воспринимали не как реальную историю, а как фантастическую легенду. И вот на земле, обещанной Богом Аврааму, произошло такое же чудо, как и много веков назад. Чудо, которое не могло не напомнить о ветхозаветной истории, которое показывало, что описанные там события - реальность.

Иоанн Златоуст пишет о том, что сам факт рождения Иоанна у бесплодной и престарелой матери как бы приготовлял людей к той мысли, что по Слову Божию и Дева, никогда не знавшая мужа, может родить: «...старица осязала перворожденное дитя, и бесплодная неожиданно родила, чтобы поверили Деве, рождающей сверх естества. То и другое ново и необыкновенно, потому что и бесплодная, и Дева  неожиданные матери».

Рождение Иоанна было настолько важным фактом, что традиция праздновать этот день существовала уже в первых христианских общинах. В христианский календарь этот праздник был введен в IV веке.

«Сегодня празднуем день рождества святого Иоанна. Эта честь, которой не удостоился ни один святой. Во всем христианском мире назначен и почитается только день Рождества Господа и Иоанна»,  писал Блаженный Августин. Сегодня к этим праздникам добавляется только день рождения Богородицы.

Впервые опубликовано 7 июля 2009 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале