Музыкант Павел Федосов: Христианство — не в древности или в мистической мгле, а здесь и сейчас

Павел Федосов — выпускник философского факультета МГУ и сотрудник общественного фонда, но многие знают и ценят его как музыканта и автора-исполнителя. Почти все его песни — о поиске Бога и отношениях с Ним, при этом в них не найдёшь ни привычных возвышенных образов, ни специальной «благочестивой» лексики. Как говорить о вере языком современного горожанина, должен ли творческий человек быть невротиком и как музыканту реагировать на острые общественные события, Павел рассказал в беседе с корреспондентом «Татьянина дня».

Павел, вы окончили философский факультет МГУ. А кто ваши любимые философы?

— Наверное, те, с кем посчастливилось встретиться лично: Александр Пятигорский, Владимир Бибихин, Валерий Подорога, Олег Генисаретский, Сергей Хоружий.

Почему именно они? Какие их идеи вам близки?

— Я не склонен относиться к философии как к фабрике по производству идей, скорее к как к способу философа прожить жизнь и подготовиться к смерти. Вы спросили о любимых философах. Это чувство любви или скорее благодарности рождалось из внутреннего ответа на событие мысли, которое происходило на моих глазах. Он меняло меня, позволяло искать и отчасти находить новый воздух, простор для собственной жизни, мыслить свободнее и в этом находить опору.

Если говорить именно о важных идеях, то это отдельный большой разговор. Если в беглом, перечисляющем ключе — назову Сёрена Кьеркегора с его неелейным, парадоксальным образом веры, которая выламывается из привычных и гладких мыслительных рядов. Мартина Хайдеггера, который с отвагой и решимостью задает радикальные вопросы к смыслу бытия: а что, собственно, значит слово «есть» в словосочетании «я есть»? Мартина Бубера с его пониманием, ощущением события встречи «я» и «ты» как основы жизни и мысли.

Я был далеко не лучшим студентом и по отношению к учебному процессу жил довольно параллельной жизнью, но все-таки среди того, что повлияло, можно назвать работу с текстами отца Павла Флоренского, по которому я писал курсовые и диплом. Ключевая для меня тема у Флоренского – это тема символа. По Флоренскому это бытие, которое больше самого себя. Я попытался рассмотреть символизм Флоренского не только как тему философской мысли, а как его жизненную практику и способ мышления. И особенно важной на этой пути была работа с его письмами с Соловков к семье. Он описывает там вещи, часто не связанные с философией — например, природу, быт, свое изучение водорослей, но через них практикуется его символическое мышление и мировосприятие, которое точно выразил Владимир Соловьев в своем знаменитом стихотворении:

«Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?...»

Наверное, если бы я не читал Флоренского, я бы не пришел к православию сразу после окончания МГУ.

По чему из студенческой жизни вы сейчас скучаете? Что вспоминаете с особым теплом?

— Честно говоря, я был довольно далек от студенческой жизни, меня больше интересовали другие вещи. Например, экспериментальный театр, которым я тогда активно занимался. Можно сказать, что жалею, что не так много сил и внимания уделял учёбе. По ней и скучаю.

Вы говорили, что первую песню написали в 13 лет. А когда стали петь в компании и поняли, что это не просто хобби? Было ли это связано с университетом?

— Я с подросткового возраста был в компании, где люди очень много пели, но петь там именно свое я скорее стеснялся. Первый полноценный концерт действительно был связан с университетом. Это был первый или второй курс, концерт проходил в одной из комнат общежития ДСВ (Дом студента на Вернадского — «ТД»). Что-то вроде квартирника, на который заранее распространялись пригласительные билеты.

 — Кто ваши ориентиры в музыке? Некоторые слушатели говорят, что на вашу манеру петь явно повлиял Борис Гребенщиков…

— Именно в музыкальном отношении на меня сильно повлиял Юрий Наумов, а точнее, его концерты. Но влияние «Аквариума» и других ключевых групп русского рока, конечно, тоже есть.

У того же БГ песни часто «размножаются почкованием». Это нормально? (Например, у вас, простите, «Не бойся, я с тобой» и «Богу не нужен твой невроз» написаны почти на одну мелодию.)

— Я думаю, это происходит от моей композиторской немощи. Не уверен, что это нормально, но в момент исполнения меня это никак не беспокоит.  

В своем творчестве вы говорите о вере языком, понятным современному горожанину: «Богу не нужен твой невроз», «Господи, будь моим менеджером, выведи мой проект», «Я еду в метро и листаю молитвы», «Этот голос сказал мне: стой, где стоишь, и дерись со своими страстями». Почему так мало православных умеют это делать и либо становятся частью околоцерковной субкультуры, либо почти не касаются веры в своих песнях? Вы что-нибудь специально делали для того, чтобы найти нужный вам язык?

— Сложно говорить о других. Что касается меня, то, наверное, я совершаю попытку сказать о том, что для меня важно, но при этом создать убедительную для меня самого форму, не свалиться в фальшь, дурной вкус. И еще мне нравится, когда от языка песни нет ощущения специальности, декорированности. Люблю, когда песня как бы продолжает простую речь, когда в ней используется язык повседневности, не создается дополнительного поэтического эффекта, который бывает часто далек от поэзии.

Вы рассказывали, что песня «Стоять» появилась, когда вы увидели на стене одного из московских храмов икону преподобного Симеона Столпника. Сама песня написана весьма нетривиально: в ней нет ничего непосредственно ни о святом, ни о молитве, ни о Боге. Как «упаковать» христианский нарратив не в привычную сусально-елейную форму?

— Я думаю, что надо попробовать упаковать его в свою жизнь и посмотреть, что из этого выйдет. У Наталии Трауберг в ее книге «Сама жизнь» есть рассказ о священнике, рядом с которым ты чувствовал, что как будто оказался на страницах Евангелия. Вот наша задача — попробовать понять и почувствовать, что христианство — не в некой древности, или загадочной мистической мгле, или благочестивой позолоте, а здесь и сейчас, на этих улицах, с этими ближними, в этих конкретных обстоятельствах нашей собственной жизни.

В той же песне есть строчки: «И вот те, с кем ты когда-то начинал, давно уже затеяли свою игру, а ты всё стоишь и стоишь, где стоял, а ты всё глядишь и глядишь вокруг». Каково быть человеком, который не отказался от идеалов, оставленных друзьями? Как вы сами отвечаете себе на вопрос: почему другие уходят, а я всё ещё стою?

— Эти строчки не совсем об этом. Скорее о человеке, который чувствует себя лузером по сравнению со своими, например, однокурсниками. Он листает Facebook (компания Meta признана в России экстремистской организацией, её соцсети запрещены — «ТД»), видит их победы и свершения и говорит себе: А я так никем и не стал, так ничего и не добился.

Как на тексты ваших песен влияет философское образование?

— Я думаю, что мое образование, во-первых, дает возможность в песне работать с очень разными сюжетами, героями, ситуациями, контекстами, эпохами, во-вторых, позволяет не противопоставлять рациональность и вдохновение, а искать между ними баланс, а, в-третьих, всегда ставит передо мной вопрос о смысле. Песни, которые я сочиняю, всё-таки очень логоцентричны, каждая организована вокруг какого-то смысла или идеи. Наверное, с какой-то степенью абстрагированности можно сказать, что песни и есть мой способ философствования.

Какую свою работу вы считаете основной? На ваш взгляд, правильно ли музыканту заниматься только музыкой, или он может, скажем, параллельно преподавать в школе (Юрий Шевчук), бросать уголь в кочегарке (Виктор Цой) или охранять гаражи (Борис Гребенщиков)?

— Все-таки сейчас основная моя работа — это менеджер в некоммерческой организации. У нас четверо детей. Если бы я попытался в финансовом смысле жить только песнями, это сразу возымело бы очень конкретные последствия. Во-первых, мои дети бы меня гораздо реже видели потому, что пришлось бы много гастролировать, а во-вторых, не было бы финансовой стабильности, которую дает обычная работа. Наверное, когда дети подрастут, можно будет себя чувствовать в этом отношении более свободным.

Я зарабатываю концертами, но это явно меньше того, что нужно на обеспечение большой семьи. А как быть более коммерческим, я даже и не знаю.

Для вас творчество — это самовыражение или служение?

— Я не вижу тут противоречия. Есть момент выражения в песне того, что чувствуешь и думаешь, и есть желание быть полезным людям с помощью песен, что требует усилий и иногда — преодоления себя.

Есть точка зрения, что творческий человек обязан внутренне нестабильным, травмированным, невротичным, в чём-то даже ущербным — иначе не из чего родиться творчеству. Вы с этим согласны? (Кстати, а как же Пушкин?)

— Сам об этом думаю. Мне кажется, Пушкин — не самый лучший пример, он как раз, по-моему, хорошо знал, что такое депрессия: «…в уме, подавленном тоской, теснится тяжких дум избыток…». Я думаю, то, что вы называете внутренней нестабильностью, может давать человеку возможность видеть какие-то тонкие, трудноуловимые вещи, какой-то трепет жизни или, как говорят, «изнанку мира». Но является ли это необходимым условием для творчества? Хочется верить, что нет. Мне нравится самому себе как пример приводить Вудхауса с его «Дживсом и Вустером». Кажется, что это мог написать только очень радостный и благополучный человек. А с другой, стороны, так ли мы уверены, что вообще существуют полностью стабильные, ничем не травмированные люди? Ведь, если вдуматься, сама человеческая ситуация содержит в себе слишком много неопределенности для того, чтобы давать возможность для такой стабильности.

Недавно вы написали во «ВКонтакте»: «Я против того, чтобы <...> важные для меня ценности эксплуатировались пропагандой, как это происходит сегодня. Быть русским, православным, семьянином, патриотом не означает автоматически поддерживать происходящее». Для музыканта важна гражданская позиция? Вам приходится получать угрозы из-за своих высказываний?

— Думаю, что мы оказались в ситуации, когда гражданская позиция важна для каждого взрослого человека. Угроз не было, но серьезные обвинения приходят.

Недавно написал песню, связанную с текущими событиями. Называется «Никто ничего не может сказать». Думаю, что она не последняя на эту тему.

Какой совет из собственной песни вы сегодня считаете самым актуальным?

— Я думаю, песня — плохой советчик, ее советы не имеют универсальной силы, они подходят не для всех и не во всех ситуациях. Но самому себе я все таки могу пожелать «стоять, стоять, стоять».

Беседовал Даниил Сидоров

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале