Откуда берутся невротики? Духовный аспект

В издательстве «Никея» вышла книга известного греческого духовника и психолога архимандрита Симеона (Крайопулоса) «Знаешь ли ты себя? Психологические проблемы и духовная жизнь», в которой автор размышляет о том, как связаны наши психологические проблемы с духовной жизнью, которую мы ведем. В книге рассматриваются темы внутренних противоречий не просто с психологической точки зрения, а гораздо глубже — на богословском и духовном уровне. С разрешения издательства публикуем фрагмент этой работы. Эту и другие новинки издательства «Никея» можно приобрести в книжной лавке храма святой мученицы Татианы при МГУ. Студентам предоставляется скидка 10% на литературу духовного содержания при предъявлении студенческого билета.

О правильном отношении к реальности 

Некоторые психологи утверждают, что главная причина, начало всех психологически нездоровых состояний, возникающих в человеке, — невротический склад характера. Но как человек становится невротиком?

С духовной точки зрения я бы сказал так: это происходит, когда человек в глубине своего существа не занимает правильной позиции по отношению к истине, по отношению к реальности. Когда самая глубина человеческой души нездорова, тогда и возникают невротические склонности или состояния, например, обсессивно-компульсивные расстройства, стрессы и другие проблемы, с которыми волей-неволей сталкивается современный человек.
Он не просто живет в этом плохом состоянии, но даже не понимает, что с ним происходит, и поэтому не может найти никакого выхода.

Если человек не способен занимать по отношению к реальности правильную позицию, он непременно где-то запутается. Его шестеренки где-то застопорятся, и с этого момента начнут проявляться невротические состояния.

Человечество сегодня настолько погрузилось во зло, что в попытке освободиться от пут, связывающих его изнутри, лишь еще больше запутывается. Хотя зачастую эти путы могли бы исчезнуть буквально от одного дуновения, раз и навсегда покинуть человека, оставить его в покое. И тогда он станет свободен и сможет увидеть себя, встретить Бога и обрести свои радость и счастье. Одним дуновением он, во Христе Иисусе, может освободиться ото всех пут, но этого не происходит. И это большое зло наших дней.

Даже христианство нам не помогает, если можно так выразиться. Даже оно «запутывается» в нас и тоже становится неким клубком. Сегодня можно встретить людей, которые верят в Бога, изучают Священное Писание, хотят считаться хорошими христианами, занимаются ближними, желая им помочь, однако в их душе нет безоблачности, нет ясного неба, чистоты и незамутненности. Душа их уже не так проста, какой она вышла из рук Божиих и из купели Крещения.

Несмотря на то что люди, считающиеся хорошими христианами, делают и то, и это, действуют и так, и иначе, небо их души пасмурно и ненастно. 

Там нет не только луны, но даже и звезд, даже белых облачков, только черные тучи, порождающие дурное состояние. Это происходит не потому, что в чем-то виновато христианство, но потому, что мы исказили даже его. Мы как-то умудрились сделать и учение Христа человеческим изобретением. И с его помощью, но человеческими методами пытаемся вывести свою душу из лабиринта. Но так у нас ничего не выйдет. 

Проблема искаженного христианства

Архимандрит Симеон (Крайопулос)

Вопрос не только в том, что современный человек по многим причинам запутан и заблокирован, но и в том, что взгляд на христианство, который господствует сегодня, не может освободить, а бывает, еще сильнее «запирает» человека. Более того, само христианство оказывается в плену человеческих измышлений.

И потому сегодня мы не можем сказать, что способны увидеть внутри себя ту простоту, чистоту, свободу, которые дает благодать Божия, не можем сказать и что вокруг себя видим христиан, у которых это есть. Мы наблюдаем дела другого духа. В конце концов, искажаем и христианство, и самих себя.

И вместо того чтобы передавать истинный духовный опыт поколению, которое идет за нами, мы передаем лишь наши спутанные клубки и заблокированные чувства. Мы не можем передать им христианство на словах, потому что одними словами не научишь. Предание Церкви таково, что человек передает другому жизнь. Но какую жизнь мы можем передать сегодня? У нас нет истинной жизни в духе, а потому мы транслируем лишь свои запутанные состояния, а молодые люди их принимают; таким образом христианская жизнь постоянно оскудевает. 

Мы сейчас не говорим о тех, кто не хочет верить, не хочет принимать Бога. Это их свободный выбор, и сейчас речь не о них. Мы говорим о верующих, о тех, кто пытается быть истинными христианами, но у которых ничего не получается.

«Я» не существует без «ты» 

В наши дни человек, основываясь на трудах отцов Церкви, пытается проникнуть в тайну Святой Троицы, понять, почему Бог триедин. Бог — не единица и не двоица, а Троица, и это не случайно. Троица символизирует бесконечность, абсолют. Эти вопросы являются предметом исследования богословов, и каждый в соответствии со своими человеческими возможностями и полученной от Бога благодатью старается проникнуть в тайну.

Вспомните первосвященническую молитву (см.:Ин. 17: 1–26), которую Господь произнес перед тем, как Его взяли и повели к Пилату (мы слышим ее в первом из двенадцати Евангелий, читаемых вечером в Великий Четверг). Он просит Своего Небесного Отца, чтобы Его ученики, а также все уверовавшие в Него через учеников были едины во Святой Троице, как едина и сама Троица: «И они да будут в Нас едино», «чтобы они были едино, как и Мы».

Наш Бог триедин. Человек был создан по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1: 26), и не только каждый сам по себе создан по образу Божию, но и человек как человечество. 

Напомню, что святые отцы часто говорят «человек» в единственном числе, подразумевая все человечество. Когда мы сегодня слышим слова: «Бог пришел, чтобы спасти человека», то думаем, что Он явился, чтобы спасти этого, и того, и еще вот того. Да, так считать верно. Но слова «Бог пришел, чтобы спасти человека» означают, что Он пришел спасти все человечество. Человечество — это единое целое. 

Человек как человечество с точки зрения природы един. Как един и Бог. Одно есть Божество, один Бог, но три Лица. Так же человечество едино, человек один, но множество личностей. 

Когда человек  — единица в творении Божием, в человечестве, тогда он индивидуум, он вне состояния спасения, вне истинной жизни во Христе. Только когда человек — личность, он поистине оказывается в состоянии спасения, потому что чувствует, что составляет единое человечество вместе со всеми остальными личностями-людьми.

В наши же дни господствует дух индивидуализма, культивируется эгоцентризм и о человеке принято говорить как об индивидууме. Но это некое извращение, это не естественное состояние человека.

Все мы, кому выпало жить в наше время, — один человек. Не только мы, живущие сейчас, но и те, кто жил до нас и уже ушел из этого мира, и те, кто придет в будущем, все они вместе с нами — единый человек, начиная от Адама и Евы. Во Христе мы — единое человечество, просто каждый из нас отдельная личность: один — одно лицо, другой — другое, третий — третье.

У Святой Троицы три Лица, но Бог един, у них все общее, кроме некоторых особенностей, некоторых черт каждого Лица: Сын — это Сын, Он никогда не станет Отцом, Отец — это Отец, Он никогда не станет Сыном, Дух Святой — это Дух Святой, Он никогда не станет ни Отцом, ни Сыном. Но во всех трех Лицах единая воля, единое произволение, единое действие, единая любовь. Потому что все три Лица — одно Божество.

Итак, когда Господь просит, чтобы люди соединились в трех Лицах Святой Троицы («так и они да будут в Нас едино»), Он имеет в виду вот что: как в Святой Троице все общее, кроме отличительных черт каждого Лица, так же и люди должны достигнуть такого состояния, чтобы быть единым человечеством и иметь единую волю, единую любовь, общую жизнь, совершенное общение. При этом Йоргос останется Йоргосом, Костас — Костасом, Василис — Василисом. Сохранятся отличительные черты каждой личности. Человек никогда не утратит личность, насколько бы он ни погрузился в Божество. И перед Богом каждый человек будет личностью, и перед другими людьми каждый сохранит независимость (если позволительно здесь использовать это слово) своей личности, а все остальное будет общим.

Не нужно прилепляться даже к Богу

Осмелюсь сказать, что не следует прилепляться даже и к Богу. Это может показаться странным, но такое случается. 

Мы часто прибегаем к Богу, просим и требуем у Него того, чего так хотим, но не получаем никакого ответа. Почему? Потому что обращаемся к Нему с «духом прилепления». Конечно, ничего подобного Бог не принимает. Болезненная привязанность, если можно так сказать, подобна самоубийству. Человек, прилепляющийся к кому-то, умирает морально и духовно. А разве может принять Бог самоубийство? 

К Богу мы должны идти со смирением. Именно здесь обычно происходит путаница. Некоторые одержимы духом привязанности, а думают, что проявляют смирение, и когда кто-то указывает им на то, что нужно смиряться, они недоумевают: «Мне смиряться? Я и так уже прах и пепел!» Но то, что они чувствуют, — это действие «духа прилепления», а не духа смирения. Итак, кто прибегает к Богу, должен смириться, но не убивать себя. 

Человек, тяготеющий к нездоровой привязанности, будет снова и снова взывать к Богу и, не получая ответа, разочаруется. А тот, кто действительно смиряется и сокрушается перед Господом, надеется еще больше даже тогда, когда Бог ему не отвечает. 

Это кажется странным, но это так. Чем дольше не отвечает Бог, чем дольше не вмешивается, тем больше человек надеется. Не отчаивается, а надеется!

Настоящий послушник не прилепляется к своему старцу. Он смиряется и учится добродетели. 

Итак, ни к кому не следует привязываться. Даже и к Богу. Когда это нездоровое состояние тем или иным образом завладевает человеком, а он, сам того не понимая, питает и сохраняет его, а иногда считает даже и добродетелью и гордится им, это просто ужасно. Если от этого не избавиться, человек окажется вне пути и вне того фундамента, на котором формируется истинная личность во Христе Иисусе. 

Бог не хочет, чтобы мы были такими. Бог желает, чтобы мы оставались свободными, чтобы мы как свободные создания полностью отдавались Ему, любя — подобно тому, как Он отдал Себя нам от любви, будучи Свободным.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале