«Второе дыхание»: в музее «Бородинская битва» проходит выставка об искусстве реставрации

Перед началом нового выставочного сезона, когда в крупных музеях «догорают» выставки, открывшиеся несколько месяцев назад, внимание волей-неволей переключается на менее заметные проекты. Так, в музее «Бородинская битва» проходит выставка «Второе дыхание», посвящённая искусству реставрации. Небольшая экспозиция расположилась в последнем зале музея.

Это не первый проект, прицельно посвящённый реставрации – в 2021 году выставки той же тематики проходили в Музее Архитектуры и Музее им. Андрея Рублёва. Однако если на этих выставках была представлена в основном отреставрированная графика и иконы, то здесь больше предметов из металла, книг и живописи на кости.

Тексты на выставке кратко рассказывают об основных целях и принципах научной реставрации. Кураторы подчёркивают: реставрация в первую очередь направлена на изучение предмета как исторического источника, что предполагает бережное отношение к нему и невозможность фантазирования при восстановлении облика. Как гласит «конституция» реставрации – Венецианская хартия 1964 года (к сожалению, об этом документе не сказано на выставке) – «реставрация прекращается там, где начинается гипотеза». Каждое действие реставратора должно быть аргументированно. Для воссоздания облика могут использоваться фотографии памятника в целом виде, рисунки или аналогии. Например, ножку представленной на выставке вазы с изображением картины Эмиля Жана Ораса Верне воссоздавали по образцу ваз той же мануфактуры из усадьбы Вязёмы. Восстановили её из другого материала. Это тоже реставрационная необходимость – дополняющие элементы должны отличаться от подлинных фрагментов, чтобы не ввести в заблуждение по поводу сохранности предмета.

Каждый отреставрированный предмет сопровождается описанием сделанных работ – укрепление красочного слоя, патинировка поверхности, удаление желтизны и так далее. Это даёт представление о разнообразии методов, которые используют реставраторы. Экспозиция приобрела бы ещё большую ценность, если бы была описана технология проведения тех или иных работ, но для этого на подобных выставках, видимо, не хватает места.

Не хватает его и на демонстрацию того, как изменились предметы после реставрации – почти нет изображений с видом «до», хотя зрителю часто сложно понять, как преобразила памятник работа специалиста. Это продемонстрировано лишь на примере двух литографических листов из издания «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» – один показан без реставрации (он помят и с пятнами), а другой – после неё (и выглядит более аккуратно).

Зато почти половина экспонатов выставки – инструменты и составы, использующиеся в работе по восстановлению памятников культуры: кисти, скальпели, рыбий клей, утюжки, аптечные весы… Это реальные инструменты, предоставленные специалистами. Размещённые рядом комментарии объясняют, для чего используется тот или иной инструмент. Пожалуй, это самая разработанная часть выставки и одновременно уникальная – до этого ни на одной экспозиции нельзя было рассмотреть инструменты так близко.

Экспозиция сопровождается также мультимедийным материалом. Короткий фильм, демонстрируемый на экране, позволяет понаблюдать за работой профессионалов. А пройдя по куар-коду рядом с картиной «Партизаны», можно посмотреть видео, в котором рассказывается, как реставрация меняет представления о том, что изначально было изображено на полотне (и здесь, кстати, как раз можно сравнить вид картины до и после вмешательства специалистов).

«Второе дыхание» не исчерпывающе раскрывает тему реставрации, но подходит для тех, кто только начинает интересоваться ею.

Выставка продлится до 11 февраля 2024 года.

Фотографии автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале