«Сочинилъ архитекторъ Щусевъ»: выставка к 150-летию мастера

Выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения архитектора Алексея Щусева, открылась в сентябре во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Экспозиция «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» (название дала подпись зодчего на одном из чертежей) не является в полном смысле ретроспективой. Куратор выставки Юрий Аввакумов решил сконцентрировать внимание на только одном аспекте творчества Щусева – культовых постройках. Каждый зал отведён одному проекту – Марфо-Мариинской обители, церквям Спаса в Натальевке, Сергия Радонежского на Куликовом поле, Святой Троицы в Кугурештах и другим. Последний зал посвящён культовой, но не христианской постройке – мавзолею Ленина.
Архитектор Алексей Щусев

Кажется, куратором поставлен вопрос: какими качествами должен обладать хороший архитектор? На примере творчества Щусева выставка пытается дать на этот вопрос ответ.

Во-первых, листы архитектора показывают свободное владение рисунком. Оно чувствуется в том, что Щусев меняет манеру в зависимости от задачи – одинаково красивы и беглые наброски будущих зданий, и прорисованные чертежи готовых проектов.

Проект А.В. Щусева храма-памятника Св. Сергия Радонежского на Куликовом поле. 1904 год. На авторском паспарту в правом верхнем углу надпись, сделанная рукой Императора Николая II: "Одобряю. Николай". Собрание наследников А.В. Щусева.

Во-вторых, зодчего отличает глубокое понимание архитектуры прошлых эпох и творческое переосмысление её в собственных проектах. Например, в храме Святой Троицы в Кугурештах прослеживается обращение к традициям архитектуры этого региона: по планировке храм представляет собой традиционный для местной школы триконх, то есть имеет три полукруглых выступа (алтарный на востоке и ещё два с севера и юга), а барабан расположен на массивном прямоугольном подиуме. При этом архитектор делает образ своего памятника более лаконичным, чем местные постройки ­– использует меньше декора и делает отдельные части здания несколько гипертрофированными. Его задача – создать что-то наподобие символа местной архитектуры, а не сделать максимально похоже на то, что уже было. Но он улавливает и воспроизводит в своих работах образный строй архитектуры прошлых эпох, и поэтому для зрителя его работы гораздо больше ассоциируются со старинными постройками, чем любые точные в деталях копии.

Макет ансамбля построек Троице-Сергиевой лавры. Начало XX века. Коллекция наследников А.В. Щусева.

Следующее важное качество архитектора – мышление ансамблем. В перспективах Щусева видно, что он учитывает окружение своих построек и вписывает их в него. В проектах церквей Св. Николая в Бари, Спаса в Натальевке и других архитектор прорабатывает не только устройство фасада, но и дизайн дверей и их ручек, мебели или утвари. Он наносит на чертежи эскизы росписей. Он стремится к созданию единого стиля не только здания, но и среды, дать некую интонацию уже самому воздуху, который будет наполнять созданное им помещение. Это качество подчёркивают созданные Юрием Аввакумовым «макеты наизнанку» ­– пластмассовые модели как будто застывшего внутри постройки воздуха, на которых отпечатаны росписи.

Кстати, почти все кураторские тексты частично стилизованы под дореволюционную орфографию, а в качестве сопровождения звучат записи музыкальных произведений современников Щусева – Рахманинова, Стравинского и Скрябина. Куратор стремится, подобно герою своей выставки, представить проект как единую стилистически среду.

Помимо ансамблевого мышления для зодчего важно понимание, что он создаёт строения для людей. На перспективах Щусева – изображениях будущей постройки в трёхмерном виде в среде – всегда изображаются люди, и видно, что масштаб постройки соразмерен человеку – последний не выглядит крошечным и подавленным.

Кроме того, Щусев заботился о том, чтобы его замысел не был искажён исполнителями. Целый зал выставки занят шаблонами – листами с изображением той или иной архитектурной детали в масштабе 1:1. Они предназначались для каменщиков, плотников, мебельщиков и других мастеров, которые изготавливали детали. Хорошо проработанные шаблоны являлись гарантией того, что детали будут изготовлены ровно так, как того хотел архитектор.

Наконец, хорошего архитектора отличает способность идти в ногу со временем, чутко реагировать на изменения художественного климата. Мавзолей Ленина становится примером такой чуткости Щусева. Это произведение создано в совершенно иной стилистике, чем все предшествующие, но, как и они, отражает дух эпохи, просто не уже не лирический, а строгий, в чём-то даже жестокий.

Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» представляет собой панегирик одарённому зодчему и одновременно попытку проанализировать, какие профессиональные качества были ему присущи.  

Выставка продлится до 14 января 2024 года.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале