Между заоблачным будущим и «цифровым слабоумием». Как информационные технологии влияют на психику

Как информационные технологии менют память и внимание? В чём сильные и слабые стороны современных студентов? Зачем читать и знать то, что не относится к твоей работе? Отомрёт ли в обозримом будущем классическая культура? Ответы — в лекции профессора факультета психологии МГУ Александра Тхостова «Высшие психические функции и информационные технологии», прочитанной в университетском храме мученицы Татианы.

Основные моменты лекции

0:00 Почему тема этой лекции так важна?

3:50 Что такое высшие психические функции человека и как они меняются сегодня

11:15 Как информационные технологии влияют на внимание и концентрацию

14:22 Почему Россия — больше не самая читающая страна

19:47 Чем чтение с листа отличается от чтения с экрана

26:32 Что нам даёт чтение?

29:48 Эволюция письменности и счёта

35:02 Как навигаторы меняют способность человека ориентироваться в пространстве

45:20 Что такое «дефицит произвольной регуляции» и «нарушение иерархического строения психических функций?

48:58 Почему новые технологии поддерживают иллюзию существования простых ответов на все вопросы?

51:45 Нужно ли подстраивать привычки и образ жизни под новую реальность?

59:55 Как информационные технологии влияют на образовательный процесс в школах и вузах?

01:08:07 В чём причина резкого снижения словарного запаса у детей? Как это влияет на психические функции?

01:10:35 Как удержать внимание студентов и сделать лекцию увлекательной?

01:13:15 Почему недостаточно знать только то, что относится к твоей работе?

01:19:58 Исчезнет ли классическая культура из нашей жизни?

01:21:39 ...а может быть, профессор Тхостов сгущает краски?

01:31:31 Как на память и внимание повлияла пандемия COVID-19?

Съёмка и монтаж — Тимур Юнасов

Фото Ивана Харламова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале