Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова - 5 августа
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуев в бедной семье солдата – военного поселенца. В шестилетнем возрасте Илья увидел, как его двоюродный брат рисует акварельными красками, был поражен этим и с тех пор не расставался с кистью до конца жизни. Грамоте, чистописанию и арифметике Репин обучался в 1852–55 гг. у дьячка и пономаря местной церкви. В 1858–63 гг. обучался у иконописца и работал по росписи церквей, а также писанию икон и портретов местных жителей. К концу этого периода жизни Репин стал уже известным художником на родине и мечтал об обучении в Петербургской академии художеств.
В 1863 г. И.Е.Репин приехал в Петербург, но сразу в Академию художеств не попал, и только в 1864 г. после упорной подготовки он был зачислен в Академию. Годы обучения в Академии (1864–71 гг.) были годами его духовного и профессионального становления. В эти годы он уже стал известен в среде русских художников. В идейном отношении И.Е.Репин стоял на позиции революционных демократов. Он защищал и своим творчеством утверждал реализм и идею социальной направленности художественного творчества. Эти идеи воплотились с поразительной силой в его знаменитой картине «Бурлаки на Волге». В тоже время, будучи студентом Академии художеств, Репин много времени и сил отдавал классическому академическому искусству. В частности, его дипломная картина «Воскрешение дочери Иаира» на евангельский сюжет принесла ему золотую академическую медаль, звание художника и право на шестилетнее заграничное путешествие для ознакомления с искусством Западной Европы.
В 1873 г. И.Е.Репин отправился в Италию. Искусство Италии не произвело на Репина большого впечатления, и осенью он переехал в Париж. Однако, и новая французская живопись импрессионистов не покорила Репина. Собственное творчество за рубежом его тоже не удовлетворяло. Он ощущал отсутствие питавших его искусство «корней» - российской действительности. Неудовлетворенность своей работой привела к тому, что он уже в 1876 г. вернулся в Петербург.
Внешняя сторона жизни И.Е.Репина не богата яркими общественно значимыми поступками, он предпочитал оставаться в тени в периоды великих исторических событий и перемен в судьбе нашей Родины, в изобилии происходивших в течение его долгой жизни. Он был художником – тружеником, отдававшим все силы и время своим картинам. Известно, что Репин годами работал над своими знаменитыми картинами, писал сотни эскизов к ним, многократно менял композицию картин, добиваясь их выразительности и доходчивости. Его творческое наследие огромно, и невозможно представить себе, что все эти картины, эскизы, рисунки написаны рукой одного человека.
Вершинами творчества Репина считаются картины «Крестный ход в Курской губернии» (Третьяковская галерея), «Иван Грозный и его сын Иван» (Третьяковская галерея), «Заседание Государственного Совета» (Русский музей) и серия блестящих портретов современников, деятелей русской культуры.
Но в творчестве Репина был и еще большой пласт – это картины на библейские и евангельские сюжеты. К этим сюжетам Репина тянуло всегда, начиная со студенческой скамьи. Эта часть творческого наследия Репина вот уже сто лет относилась критикой к неудачам великого мастера и очень слабо была представлена в музейных экспозициях. Такое отношение можно понять, так как идейное содержание этих картин входило в конфликт с официальной политической доктриной государства. По–видимому, эта часть репинского наследия ждет беспристрастного критического анализа.
В 1893 г. И.Е. Репин стал действительным членом Петербургской академии художеств, профессором живописи и руководителем живописной мастерской Академии. В мастерской Репина в разные годы учились и работали В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин, Б.М. Кустодиев, А.П. Остроумова–Лебедева, И.Я. Билибин и многие другие, представлявшие и отстаивавшие реалистические традиции в русском искусстве в период конца XIX – начала ХХ в.в., когда эти традиции подвергались жестоким нападкам со стороны «новых течений» в живописи и искусстве в целом. С 1900 г. И.Е. Репин жил в имении жены «Пенаты» под Петербургом. В 1918 г. в связи с отделением Финляндии от России «Пенаты отошли к Финляндии, и И.Е. Репин оказался вне России. Контакты Репина с деятелями русской культуры практически прекратились.
В 1926 г. по поручению Советского правительства А.В. Луначарский и К.Е. Ворошилов пригласили И.Е. Репина переехать в Советский Союз. Поблагодарив, Репин выразил желание вернуться на Родину. Казалось, что только родственники, возраст и здоровье помешали этому. Однако обнаруженные недавно в архиве письма Репина того времени свидетельствуют о том, что он вряд ли был искренен в переговорах о возвращении. Скорее он больше заботился о том, чтобы оградить от репрессий свою дочь, проживавшую в СССР.
В последний период жизни Репин пишет в основном картины на библейские сюжеты. Эти картины были вывезены его детьми в 1939 г. на Запад и остаются практически неизвестными в нашей стране.
Великий русский художник И.Е. Репин скончался в «Пенатах» 29 сентября 1930 г.
В дни своего восьмидесятилетия, будучи оторванным от Родины, И.Е.Репин с грустью писал в одном из своих писем: «…За 20 лет, весьма вероятно, произойдет такая справедливая переоценка ценностей, что работы мои будут покоиться в кладовых, и обо мне при редких воспоминаниях устарелых ценителей будут покачивать великодушно головами, повторяя: и это когда – то имело успех… Да, я чувствую, что успех мой был чрезмерен, и я должен быть наказан забвением».
Репин ошибся. И в столетний его юбилей, и сегодня его картины заполняют залы музеев и к ним идут и ими восхищаются современные зрители. И так, по–видимому, будет всегда, так как все его творчество – от первой до последней картины – было во славу России.