После реставрации в ансамбле собора Василия Блаженного открылась Церковь Трёх Патриархов Константинопольских

Церковь Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла в Покровском соборе на Рву (храме Василия Блаженного) открылась после реставрации 10 июня. Храм интересен оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена фреска «Спас Нерукотворный».

www.saga.ua

Прежде чем перерезать ленточку у входа в отреставрированный храм, директор Государственного исторического музея (ГИМ) Александр Шкурко рассказал, что реставрация этого одного из четырех малых приделов собора продолжалась почти год. Вот уже шесть лет ГИМ, филиалом которого является храм Василия Блаженного, осуществляет реставрацию ― уже отреставрированы фасады собора, и последние два года осуществляется реставрация интерьера, внутренних церквей и галерей.

«Сегодня мы открываем еще одну церковь в ансамбле Покровского собора, и делаем это в канун большого праздника Дня России, ― отметил А. Шкурко. ― Мы вносим существенную частицу в этот праздник сегодня». Он напомнил также о том, что 10 июня заканчивается конкурс «7 чудес России», и выразил надежду, что храм Василия Блаженного обязательно окажется в числе победителей как «самые первый, самый символический памятник России».

Александр Потемкин, директор Московской Межбанковской валютной биржи, оказавшей помощь в реставрации, отметил, что Покровский собор ― «это сложное сочетание европейского, византийского и азиатского». Храм Трех Патриархов ― это уникальная церковь, в которой много «не только красоты, но и истории» ― как и все церкви ансамбля, она посвящена одному из событий в штурме Казани, ― в данном случае победе над конницей хана Япанчи.

Молебен в открывшемся храме совершил настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков, напомнивший о том, что церковь ― это «не только памятник истории и культуры», но и памятник «любви человека к Богу».

Главный архитектор проекта Татьяна Никитина рассказала журналистам, что самое сложное в работе было ― реставрация иконостаса. В частности, был восполнена нижняя часть иконостаса, так как после восстановления первоначального уровня пола иконостас оказался «повисшим в воздухе». В ходе работы было важно уйти от прежних техник реставрации, «от ошибок наших предшественников», избегать практики «новодела». В процессе реставрации также были убраны деревянные решетки, которые преграждали путь посетителям, и установлены стеклянные двери.

Заведующая Отделом древнерусского искусства НИИ Российской академии художеств, доктор искусствоведения Анна Рындина выразила радость, «что храм мало-помалу приобретает целостность». Убранство храма Трех Патриархов ― это убранство XIX века, а «эти поздние эпохи» сейчас оцениваются заново. Раньше, по ее словам, «они выбрасывались, как не стоящие внимания». «Но это часть духовной национальной культуры, на это нужно обращать внимание, реставрировать, ― сказала искусствовед. ― И то, что в этом древнем ансамбле существует храм XIX века ― нормальное историческое явление». По ее мнению, «нет эклектики» в том, что туда внесли старинные иконы. В любом московском приходском храме находятся иконы самого разного времени, «и разве это шокирует?» «Мы воспринимаем это как целостное молитвенное пространство», ― сказала А. Рындина. То, что с течением времени к ансамблю «присоединялись новые эпохи,  новые художественные явления ― это история России», сказала искусствовед. Что касается фресок, рассказала далее А. Рындина, ― реставраторы пошли по «рациональному пути»: они восстановили живопись, которая сохранилась ― XIX века, и сделали храм «помещением для молитвы». «Это, конечно, музей, но это и храм», ― подчеркнула она.

Как говорится в пресс-релизе Государственного исторического музея, северо-восточная малая церковь Трех Патриархов почти полностью повторяет по архитектуре центральную церковь. Монументальная живопись представляет собой «иконное письмо», исполненное маслом в середине XIX века. В 1786 году церковь Трех Патриархов была переосвящена в память св. Григория Армянского, что было связано с перенесением туда престола Григория Армянского Покровского собора. Монументальная живопись отражает в своих сюжетах изменения названий церкви. Первый ярус росписи посвящен житию св. Григория Армянского, второй ― истории образа Нерукотворного Спаса.

Время создания иконостаса определяется довольно точно ― между 1842-1849 годами. Работа по устройству иконостасов должна была завершиться к моменту освящения церкви в 1849 году. Иконы написаны маслом в 1840-е годы. Бронзовое паникадило относится к XVIII веку.

Следующей в ансамбле Покровского собора предполагается отреставрировать церковь Александра Свирского.

По материалам информационного агентства "Благовест-Инфо"

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале