После реставрации в ансамбле собора Василия Блаженного открылась Церковь Трёх Патриархов Константинопольских
«Сегодня мы открываем еще одну церковь в ансамбле Покровского собора, и делаем это в канун большого праздника Дня России, ― отметил А. Шкурко. ― Мы вносим существенную частицу в этот праздник сегодня». Он напомнил также о том, что 10 июня заканчивается конкурс «7 чудес России», и выразил надежду, что храм Василия Блаженного обязательно окажется в числе победителей как «самые первый, самый символический памятник России».
Александр Потемкин, директор Московской Межбанковской валютной биржи, оказавшей помощь в реставрации, отметил, что Покровский собор ― «это сложное сочетание европейского, византийского и азиатского». Храм Трех Патриархов ― это уникальная церковь, в которой много «не только красоты, но и истории» ― как и все церкви ансамбля, она посвящена одному из событий в штурме Казани, ― в данном случае победе над конницей хана Япанчи.
Молебен в открывшемся храме совершил настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков, напомнивший о том, что церковь ― это «не только памятник истории и культуры», но и памятник «любви человека к Богу».
Главный архитектор проекта Татьяна Никитина рассказала журналистам, что самое сложное в работе было ― реставрация иконостаса. В частности, был восполнена нижняя часть иконостаса, так как после восстановления первоначального уровня пола иконостас оказался «повисшим в воздухе». В ходе работы было важно уйти от прежних техник реставрации, «от ошибок наших предшественников», избегать практики «новодела». В процессе реставрации также были убраны деревянные решетки, которые преграждали путь посетителям, и установлены стеклянные двери.
Заведующая Отделом древнерусского искусства НИИ Российской академии художеств, доктор искусствоведения Анна Рындина выразила радость, «что храм мало-помалу приобретает целостность». Убранство храма Трех Патриархов ― это убранство XIX века, а «эти поздние эпохи» сейчас оцениваются заново. Раньше, по ее словам, «они выбрасывались, как не стоящие внимания». «Но это часть духовной национальной культуры, на это нужно обращать внимание, реставрировать, ― сказала искусствовед. ― И то, что в этом древнем ансамбле существует храм XIX века ― нормальное историческое явление». По ее мнению, «нет эклектики» в том, что туда внесли старинные иконы. В любом московском приходском храме находятся иконы самого разного времени, «и разве это шокирует?» «Мы воспринимаем это как целостное молитвенное пространство», ― сказала А. Рындина. То, что с течением времени к ансамблю «присоединялись новые эпохи, новые художественные явления ― это история России», сказала искусствовед. Что касается фресок, рассказала далее А. Рындина, ― реставраторы пошли по «рациональному пути»: они восстановили живопись, которая сохранилась ― XIX века, и сделали храм «помещением для молитвы». «Это, конечно, музей, но это и храм», ― подчеркнула она.
Как говорится в пресс-релизе Государственного исторического музея, северо-восточная малая церковь Трех Патриархов почти полностью повторяет по архитектуре центральную церковь. Монументальная живопись представляет собой «иконное письмо», исполненное маслом в середине XIX века. В 1786 году церковь Трех Патриархов была переосвящена в память св. Григория Армянского, что было связано с перенесением туда престола Григория Армянского Покровского собора. Монументальная живопись отражает в своих сюжетах изменения названий церкви. Первый ярус росписи посвящен житию св. Григория Армянского, второй ― истории образа Нерукотворного Спаса.
Время создания иконостаса определяется довольно точно ― между 1842-1849 годами. Работа по устройству иконостасов должна была завершиться к моменту освящения церкви в 1849 году. Иконы написаны маслом в 1840-е годы. Бронзовое паникадило относится к XVIII веку.
Следующей в ансамбле Покровского собора предполагается отреставрировать церковь Александра Свирского.
По материалам информационного агентства "Благовест-Инфо"