Отпевание профессора И.С. Чичурова пройдёт 9 июля
Игорь Сергеевич Чичуров родился 2 июня 1946 года в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Место “Хронографии” Феофана в ранневизантийской историографической традиции», в 1991 г. - докторскую диссертацию по теме «Политическая идеология средневековья в сравнительно-историческом аспекте: Византия и Древняя Русь».
Профессор (1996), заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ (1996), заведующий кафедрой истории Церкви и канонического права богословского факультета ПСТГУ. Читал общий курс лекций по истории Византии в Российском православном университете апостола Иоанна Богослова.
Был членом специального научного совета при Институте европейской истории права Общества Макса Планка (ФРГ, Франкфурт-на-Майне, 1989), членом Императорского Православного Палестинского общества (1994), профессором Тюбингенского университета (1992). Являлся одним из крупнейших специалистов в области византологии (история византийской литературы, общественно-политической мысли, история Церкви, история права) и истории Древней Руси.
Из интервью И.С. Чичурова 2001 г.: http://orthodox.org.ua/win
-Вопрос о положении Церкви в
современном мире, в мире, где существует только одна цивилизационная
модель - западная. Какова роль Церкви в этом мире?
- Я бы все же
развел эти два понятия - цивилизация и культура. Мне намного ближе
понятие православной культуры. Вопрос о православной цивилизации, как
мне кажется, несколько сложнее. Современные исследователи иногда
забывают о том, что здесь многое еще остается неизученным, в частности,
остается открытым вопрос о том, что считать признаком православной
цивилизации, а что - цивилизации общехристианской и т.д. Что же
касается понятия "православной культуры", то здесь все намного проще.
Мы все вышли из православной культуры, и все являемся ее носителями.
Противостояние, как мне кажется, происходит не по цивилизационному
принципу, а по известным расхождениям в культуре, исторически связанным
с великой схизмой 1054 г. Сегодня эта тема актуальна. Ведь мы живем в
эпоху радикального культурного влияния, которое осуществляет на наши
страны Запад. Но не нужно и переоценивать этого влияния. Надоедливая
западная реклама, вездесущие "Макдональдс", вывески на иностранных
языках в славянских городах и т.п .- все это не может не тревожить, но
вместе с тем, это чисто поверхностное влияние, некий "налет", который
не способен противостоять тысячелетней православной культуре наших
стран. Миссия Церкви в этом контексте- - это, прежде всего, работа над
воцерковлением культуры. Мы должны вернуть современную отечественную
культуру к ее истокам, т.е. христианскому мировоззрению. И здесь
Церковь должна стать центром притяжения для всей интеллигенции, всех
тех, кто формирует лицо современной культуры.
- Заметны ли эти процессы в России, воцерковляется ли российская интеллигенция?
-
Как я уже говорил ранее, главной задачей Церкви в современных условиях,
как она видится мирянином является внутренняя миссия, т.е.
воцерковление. То, что я могу наблюдать в России - и как прихожанин
одной из московских церквей, и как сотрудник "Православной
энциклопедии", - меня обнадеживает. Я вижу не только разные слои
населения, но и разные поколения, которые приходят в Церковь с тем,
чтобы по мере своих сил ей послужить. Для российской интеллигенции
сегодня таким делом стало издание монументальной "Православной
энциклопедии". Работа над этим уникальным изданием для нас - это не
только некий способ приложения своих творческих сил. И я, и большинство
моих коллег воспринимаем это как послушание Церкви. Послушание, которое
может растянуться на всю жизнь.