Отпевание профессора И.С. Чичурова пройдёт 9 июля

4 июля 2008 года на шестьдесят третьем году жизни трагически погиб профессор Игорь Сергеевич Чичуров, заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ. Отпевание состоится завтра, 9 июля, в храме святителя Николая в Кузнецах в 10 часов дня по окончании Божественной литургии .


И.С. ЧичуровИгорь Сергеевич Чичуров родился 2 июня 1946 года в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Место “Хронографии” Феофана в ранневизантийской историографической традиции», в 1991 г. - докторскую диссертацию по теме «Политическая идеология средневековья в сравнительно-историческом аспекте: Византия и Древняя Русь».

Профессор (1996), заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ (1996), заведующий кафедрой истории Церкви и канонического права богословского факультета ПСТГУ. Читал общий курс лекций по истории Византии в Российском православном университете апостола Иоанна Богослова.

Был членом специального научного совета при Институте европейской истории права Общества Макса Планка (ФРГ, Франкфурт-на-Майне, 1989), членом Императорского Православного Палестинского общества (1994), профессором Тюбингенского университета (1992). Являлся одним из крупнейших специалистов в области византологии (история византийской литературы, общественно-политической мысли, история Церкви, история права) и истории Древней Руси.

Из интервью И.С. Чичурова 2001 г.: http://orthodox.org.ua/win/interv/int_chich.html

-Вопрос о положении Церкви в современном мире, в мире, где существует только одна цивилизационная модель - западная. Какова роль Церкви в этом мире?
- Я бы все же развел эти два понятия - цивилизация и культура. Мне намного ближе понятие православной культуры. Вопрос о православной цивилизации, как мне кажется, несколько сложнее. Современные исследователи иногда забывают о том, что здесь многое еще остается неизученным, в частности, остается открытым вопрос о том, что считать признаком православной цивилизации, а что - цивилизации общехристианской и т.д. Что же касается понятия "православной культуры", то здесь все намного проще. Мы все вышли из православной культуры, и все являемся ее носителями. Противостояние, как мне кажется, происходит не по цивилизационному принципу, а по известным расхождениям в культуре, исторически связанным с великой схизмой 1054 г. Сегодня эта тема актуальна. Ведь мы живем в эпоху радикального культурного влияния, которое осуществляет на наши страны Запад. Но не нужно и переоценивать этого влияния. Надоедливая западная реклама, вездесущие "Макдональдс", вывески на иностранных языках в славянских городах и т.п .- все это не может не тревожить, но вместе с тем, это чисто поверхностное влияние, некий "налет", который не способен противостоять тысячелетней православной культуре наших стран. Миссия Церкви в этом контексте- - это, прежде всего, работа над воцерковлением культуры. Мы должны вернуть современную отечественную культуру к ее истокам, т.е. христианскому мировоззрению. И здесь Церковь должна стать центром притяжения для всей интеллигенции, всех тех, кто формирует лицо современной культуры.

- Заметны ли эти процессы в России, воцерковляется ли российская интеллигенция?
- Как я уже говорил ранее, главной задачей Церкви в современных условиях, как она видится мирянином является внутренняя миссия, т.е. воцерковление. То, что я могу наблюдать в России - и как прихожанин одной из московских церквей, и как сотрудник "Православной энциклопедии", - меня обнадеживает. Я вижу не только разные слои населения, но и разные поколения, которые приходят в Церковь с тем, чтобы по мере своих сил ей послужить. Для российской интеллигенции сегодня таким делом стало издание монументальной "Православной энциклопедии". Работа над этим уникальным изданием для нас - это не только некий способ приложения своих творческих сил. И я, и большинство моих коллег воспринимаем это как послушание Церкви. Послушание, которое может растянуться на всю жизнь.


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале