Протоиерей Максим Козлов: Живая память о войне действительно уходит
— Мне представляется, что мы сейчас находимся в состоянии перехода на новый этап в нашем восприятии войны. Действительно уходит живая память людей, непосредственно в войне участвовавших. Ветеранов остается все меньше. Все меньше становится людей, для которых память о войне — часть семейной памяти.
Наверное, сейчас очень важно в жизни государства, и общества, народа позаботиться, чтобы переход от личного восприятия войны к восприятию ее уже как исторического события наравне с войной 1812 года и Смутным временем произошел естественно и безболезненно. Чтобы мы ее помнили, как мы вспоминаем сейчас, например, Куликово поле. С одной стороны, такая память станет более объективной и трезвой, лишенной эмоционального отталкивания от народов, бывших нашими противниками в той войне. А с другой стороны, чтобы то великое, святое, значимое, что было в сердце народа, не ушло, не растаяло, чтобы мы от этого не отвернулись и не дали расставлять вместо плюсов минусы и заниматься конъюнктурной переоценкой истории.
Я считаю, что то, что было сделано в этом плане в нашей Церкви за последние 15-20 лет, очень важно. День 22-го июня это День памяти и молитвы о всех усопших – панихида в этот день совершается во всех православных храмах. Возложению венков у могилы Неизвестного солдата благодаря совместной молитве московского духовенства во главе с Предстоятелем нашей Церкви придана совершенно иная онтологическая значимость. Это очень важно. Здесь и молитва, и благодарная память о всех, кто связан с этой войной – и непосредственных участниках, и всех, кому просто выпало пережить эти ужасные годы.
Чего мы ни в коем случае не должны допустить – это превратить память о войне в некую конъюнктуру – псевдопатриотизма или разогревания каких-то, например, антизападных настроений. В первую очередь, мы должны сохранить благодарность к нашим предкам. Это хорошо и для памяти народной, и смею надеяться, и Богу будет угодно.