Дом Болконских в Москве лишен статуса объекта культурного наследия
Справедливости ради надо сказать, что здание, известное как дом Болконских из «Войны и мира», не планируют разрушать. В нем просто собираются возвести еще один этаж. Украсит ли этот новодел дом, в котором неоднократно бывал сам Лев Толстой?
Изящная угловая башенка, ажурный балкон и два этажа в стиле ампир. Возможно, вскоре у дома на Воздвиженке, 9, появится новая примечательная деталь – пентхаус. Инвесторы планируют достроить здание. Соответствующий регламент находится на утверждении в мэрии.
«Главная строка – вот эта: "Разрешен объект капитального строительства с надстройкой одного этажа". Совершенно не понятно, как это можно сделать, учитывая архитектурные формы этого здания. Угол, например, венчаемый куполом на уровне того самого, третьего этажа», – говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
По документам все законно. Еще в 2009 году комиссия под руководством Владимира Ресина отказала дому – на тот момент выявленному памятнику истории – в статусе объекта культурного наследия.
«К тому времени уже на этом объекте, на этом здании, прошли работы по его реконструкции. Она была довольно значительной. В результате этих работ здание, к сожалению, утратило, как говорят эксперты, и это было в их заключении, свою архитектурную и историко-культурную ценность», – поясняет председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.
Эксперты не уточнили, что здание лишь на бумаге – безымянная городская усадьба. Во всех московских путеводителях его называют не иначе как «дом Болконских». Имение в полукилометре от Кремля принадлежало дедушке Льва Толстого. Будущий классик здесь нередко бывал, танцевал на балах и ухаживал за княжной Щербатовой.
Спустя годы воспоминания о доме на Воздвиженке, его гостях и обитателях Лев Николаевич увековечил в своих романах. Дедушку представил в образе сурового старика Болконского из «Войны и мира», в этих стенах устроил партию княжны Марьи и Николая Ростова. А чертами красавицы Щербатовой наделил Кити Щербацкую из «Анны Карениной».
«Старый, мрачный дом на Воздвиженке», как назвал его Лев Толстой, – по сути, городской аналог «Ясной поляны». Праправнук писателя, руководивший музеем-усадьбой, еще три года назад обращался к властям с просьбой уберечь дом от архитектурного варварства, но не получил ответа. Новую попытку считает бессмысленной.
«Можно уповать только на совесть и на какой-то этический подход в этой проблеме, потому что оспаривать сейчас судебно, скажем, ранее вынесенные решения, наверное, возможно. Но де-юре все основания возводить этот дополнительный этаж у заказчика-застройщика есть», – признает советник президента России по культуре и искусству, директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная поляна» Владимир Толстой.
Пока потомки знаменитого рода призывают сохранить облик литературного памятника, координаторы «Архнадзора» показывают здания, которые не удалось уберечь от надстроек. Один из первых московских образцов неоклассицизма, дом на Моховой архитектора Жолтовского, совсем недавно прирос стеклянной мансардой. И даже статус памятника этому не помешал.