Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио
Святейшему Патриарху сослужили Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Сендайский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Николай Кацюбан, японские клирики, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.
На богослужении присутствовали Посол Российской Федерации в Японии Е.В. Афанасьев, Посол Украины Н.А. Кулинич, Посол Греции Николаос Тсамадос, Посол Румынии Раду Сербан, Посол Сербии Божана Адамович Драгович, члены дипломатического корпуса.
В собор на Патриаршее богослужение собралось множество верующих Японской Автономной Православной Церкви и соотечественников, живущих в Японии. Божественная литургия совершалась на японском и церковно-славянском языках.
На малом входе Святейший Патриарх возвел иеромонаха Герасима (Шевцова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, несущего послушание в Воскресенском соборе Токио, в сан архимандрита.
По завершении богослужения к Святейшему Патриарху Кириллу обратился митрополит Токийский и всей Японии Даниил, который, в частности, сказал: «Мы очень рады приветствовать Вас в Японии, в этом святом храме и участвовать вместе с Вами в торжествах в честь святителя Николая Японского». Как отметил владыка Даниил, прошло уже полтора века с того времени, как святой равноапостольный Николай принес Православие на японскую землю; здесь была насаждена им православная вера, основана Церковь, которая существует и поныне.
«В истории очень часто бывает, что за сто лет дела человеческие забываются, но дела Божии остаются в веках, — сказал далее Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви. — Дела Божии, которые были явлены через святителя Николая, останутся навсегда, они живут в сердцах японских христиан. И хотя история нашей Церкви пока небольшая и насчитывает всего 150 лет, мы верим, что продлится она на многие сотни лет. Мы будем продолжать дело святителя Николая на японской земле среди нас, японцев, на японском языке».
Митрополит Даниил также отметил, что когда полтора года назад Японию постигло страшное стихийное бедствие, в результате которого пострадало множество людей, а немалое число православных храмов понесло серьезный ущерб, Русская Церковь, следуя слову Спасителя, откликнулась на эту беду: «Тогда мы почувствовали в полной мере любовь к нам со стороны Русской Православной Церкви и благодаря поддержке, которую получили, мы продолжаем восстанавливать наши храмы, возрождать то, что было разрушено».
«Еще раз я хочу выразить нашу огромную благодарность за Вашу постоянную поддержку, за любовь, за пастырство», — сказал владыка Даниил, обращаясь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Обращаясь к присутствующим, Святейший Патриарх выразил радость от посещения Японии в связи с торжествами, приуроченными к сотой годовщине со дня блаженной кончины равноапостольного Николая Японского.
Далее Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Сегодня в Воскресенском соборе города Токио в торжественной, прекрасной обстановке, при большом стечении людей мы воспоминаем 100-летие преставления святителя Николая. И в Хакодате, и в Сендае, и в Токио — куда бы я ни приходил, с каким бы православным местом ни соприкасался – везде виден след трудов равноапостольного Николая. За более чем 50 лет служения в Японии святитель создал поместную Японскую Церковь, которая насчитывала более 33 тысяч человек. Это совершенно удивительный результат миссии того, кто приехал в Японию совсем молодым человеком, не зная ни языка, ни культуры, но, отождествив себя с народом японским, впитав в себя японскую культуру и соединив ее с Православием, дал столь обильный плод в лице тысяч и тысяч уверовавших японцев. Возникает вопрос: в чем же секрет, в чем тайна этого успеха?
Сегодняшнее Евангельское апостольское чтение помогает нам понять, почему святитель Николай просветил более 33 тысяч человек, обратил их ко Христу, почему он стал великим миссионером. На вопрос, какая из заповедей самая большая, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22:37-40).
Заповедь — это закон, это некое правило. Но давайте подумаем: можно ли по правилу и по закону полюбить человека? По закону можно не убивать человека, не красть. Можно, хоть это и труднее, не обманывать. Но как по закону можно полюбить? А ведь Господь сказал, что именно заповедь о любви является первой и самой главной заповедью, то есть первым и самым важным законом для людей.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я хотел бы здесь, в Японии, сослаться на самурайскую мудрость — вам она известна, наверное, лучше, чем мне. Самураи говорили, что путь их — это путь смерти, что самурай должен жить так, как будто его тело мертво. Тогда он себя освобождает, делает сильным, независимым от смерти, у него исчезает страх.
В сегодняшнем послании апостола Павла к Коринфянам мы тоже встречаем слова о смерти. Апостол говорит, что мы должны носить мертвость Господа Иисуса Христа в телах наших, чтобы жизнь во Иисусе принадлежала нам (см. 2 Кор. 4:10). У всех святых отцов, которые писали об этом, мы встречаем только одно толкование: смерть Христа в нашем теле — это наша способность сораспяться Христу, как бы вместе с Ним принять распятие и, сораспинаясь Ему, не убивать свое тело, а убивать и преодолевать грех, который есть в нашем существе.
Подобно тому, как Христос взошел на Крест, жертвуя Собой ради людей, и мы, сораспинаясь Ему, открываем свои сердца к тому, чтобы встать на путь подвига и жертвенности во имя другого человека. Именно через самопожертвование открывается нам тайна любви человека к Богу и к другому человеку. Бог каждому человеку может дать дар любви, часто он вспыхивает, как порох — ярко и мгновенно, с огромной силой. Но мы знаем, что очень часто этот огонь потухает — ведь для того, чтобы любовь существовала, человек должен уметь жертвовать собой. И когда супруги отдают себя друг другу, жертвуют себя друг для друга, когда то же самое происходит в отношениях между родителями и детьми, тогда и присутствует любовь, которая неподвластна времени. Она является великой силой, которая преображает человека.
Тайна успеха трудов святителя Николая — в том, что он жил такой любовью. Он отдавал себя другим без остатка. И только любовь к людям, а также крепкая вера в Господа и любовь к Нему были причиной его огромного миссионерского успеха. Святитель Николай при жизни своей учил людей, но и после его смерти, вглядываясь в его жизненный путь, размышляя над подвигом его жизни и над успехом его миссии, мы так же учимся от него, как учились его современники.
Особым образом любовь испытывается скорбями и страданиями: просто любить в условиях благополучия, комфорта и красоты, но гораздо труднее любить, когда постигает ближних болезнь, несчастье или горе. Но именно на фоне горя, несчастья и катастроф особенно сильно видна красота величайшего чувства, которое Бог восхотел положить в основу человеческих отношений.
Говоря об этом, я в первую очередь имею в виду страшную катастрофу, которая постигла японский народ полтора года тому назад. Весь мир восхищался тем, как японцы солидарно, дисциплинированно, самоотверженно, помогая друг другу, боролись с этой стихией. Эта катастрофа была принята очень близко к сердцу людьми в России. Страшные картины потопа, надвигающейся грозной океанской волны потрясли сознание миллионов людей. Они искренно, сердечно стали откликаться, в том числе собирая средства для оказания помощи.
Сегодня трагедия уже позади, но ее следы еще видны, и я имел возможность воочию убедиться в этом, посещая место трагедии в Сендае, продолжая вспоминать всех, кто погиб, и прося Господа простить грехи людей, принять их в Свое Царство. Мы молимся о процветании японского народа, чтобы Господь хранил вас от таких страшных потрясений и помог всем жить в мире, согласии, единодушии, восходя от силы к силе.
В сотую годовщину преставления святителя Николая Японского мы молимся ему также о том, чтобы он приклонил милость Божию к народам Японии и России. Мы молимся о том, чтобы добрые чувства, которые возникли на фоне той страшной трагедии, не затухали, чтобы в том числе через осознание хрупкости человеческого творения, человеческой жизни возрастали добрые отношения между странами и народами.
Мы верим, что святитель Николай, который одновременно принадлежал Японии и России и был духовным мостом между нашими народами, молится о том, чтобы сегодня возникло множество таких мостов, множество связей, которые прочно держали бы в единодушии и единомыслии, а по возможности, и в любви два народа, живущих рядом.
Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, владыка Даниил, владыке Серафиму, духовенству, верующему народу Японской Православной Церкви оставаться верными заветам святителя Николая, высоко и достойно нести свидетельство о Православии своему народу».
Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что Священный Синод Русской Православной Церкви, учитывая огромное значение, которое имеет в истории Православия подвиг святого просветителя Японии, принял решение учредить орден равноапостольного святителя Николая, архиепископа Японского. Первый такой орден I степени Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Даниилу. Предстоятель Японской Автономной Церкви также получил из рук Предстоятеля Русской Церкви памятные панагию и крест, изготовленные к 65-летию Святейшего Патриарха Кирилла. Орденом святителя Николая Японского II степени был награжден архиепископ Сендайский Серафим, орденами святителя Николая III степени — протопресвитер Иустин Ямагути, протоиерей Савва Онами и архидиакон Павел Мацура; медали ордена святителя Николая Японского вручены старосте Воскресенского собора Иоанну Канде и руководительнице японского православного сестричества Марине Сунаге.
Святейший Патриарх сообщил, что высоких церковных наград удостоен еще ряд клириков Японской Церкви, и просил митрополита Даниила вручить ордена и медали награжденным.
Святейший Патриарх Кирилл также передал в дар Японской Автономной Православной Церкви портрет святого равноапостольного Николая и Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Все собравшиеся в храме получили образки святителя Николая Японского с Патриаршим благословением.
***
Собор Воскресения Христова является кафедральным собором Японской Автономной Православной Церкви. Храм известен в Японии также под названием «Николай-До»
Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда Японская православная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио. Домовая Никольская церковь была тесна и, по словам главы Миссии, не проходило службы без того, «чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты». Верующие собирались слушать службу на лестнице и в соседних комнатах.
Сразу после хиротонии во епископа святитель Николай стал собирать средства на строительство собора в Токио, произнося проповеди в различных городах России. Им было собрано более 130 тысяч рублей.
В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с Православной миссией была совершена закладка соборного храма. В связи недостатком места для возведения храма холм был искусственно расширен земляными насыпями. Храм строился по проекту М.А. Щурупова, дизайн осуществил британский архитектор Джозайя Кондер, а строительство вел Нагасато Тайсукэ.
24 февраля (8 марта) 1891 года собор Воскресения Христова был освящен. К этому событию был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Однако вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал.
Собор был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к Православию указывал адрес ближайшего катехизатора в Токио или на родине гостя.
В 1917 году Воскресенский собор, как и вся Японская миссия, утратил финансовую поддержку из России. Были закрыты семинария и женская школа.
Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года нанесло огромный урон храму. На экстренном соборе, состоявшемся 20 октября 1923 года, было постановлено, несмотря на резко сократившееся количество прихожан, возродить Воскресенский храм. Освящение возобновленного собора состоялось 15 декабря 1929 года.
В 1946 году состояние храма характеризовалось как запущенное; металлическая ограда и медные листы с крыши были проданы. Богослужения практически прекратились.
Возобновление служб относится к 1949 году. В декабре 1950 года при храме был создан «Тройственный комитет» (название Комитета обусловлено тем, что в него вошли прихожане трёх национальностей: японцы, русские и греки), имевший целью сбор средств на ремонт собора.
В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорайгакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество, а 7 октября 1954 года вновь открылась Духовная семинария.
В 1962 году Воскресенскому собору был присвоен официальный статус важного памятника культуры Японского государства.
Статус кафедрального собора Японской Автономной Православной Церкви храм получил 22 марта 1972 года. В ноябре 1974 года у храма появилось ежемесячный печатный орган — «Новости "Николай-до"».
19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны собора. Решение об этом было принято на Соборе в июле 1977 года. В это же время возобновилась практика открытого доступа в собор всех желающих осмотреть его.
В 1990 году началась кампания по сбору средств на реставрацию и ремонт собора. В феврале 1991 года начался ремонт. В 1996-1998 годах несколько раз Японию посетила одна из ведущих мастеров-иконописцев иконописной мастерской при Московской духовной академии В.С. Глазовская. Ею были выполнены три иконы в древнерусских традициях: образ Божией Матери «Знамение», иконы Архангела Гавриила и Архангела Михаила. В 1997 году трудами и попечением митрополита Феодосия на пожертвования прихожан были вызолочены и украшены платиной все три иконостаса собора. 10 мая 1998 года состоялось освящение отреставрированного храма.
В 2005 году при Никольской часовне соборного участка был учрежден монастырь.