Священнослужители прокомментировали планируемый Госдумой законопроект, защищающий женщин от домогательств со стороны представителей противоположного пола

В Госдуме может быть разработан законопроект, защищающий женщин от приставаний со стороны представителей противоположного пола. В Кодекс об административных правонарушениях планируется внести изменения, согласно которым недобропорядочное поведение, которое можно расценить как домогательство, будет караться денежным штрафом или исправительными работами. Планируемый законопроект прокомментировали священнослужители.

В Госдуме может быть разработан законопроект, защищающий женщин от приставаний со стороны противоположного пола. В Кодекс об административных правонарушениях планируется внести изменения, согласно которым недобропорядочное поведение, которое можно расценить как домогательство, будет караться денежным штрафом или исправительными работами, сообщают «Известия».

По словам депутата от фракции «Единая Россия» Марии Максаковой-Игенбергс, для доказательства правонарушения потребуются показания свидетеля или запись камеры — «со слов девушки невозможно что-то доказать». «Как бы ни сильны были российские женщины, им также крайне неприятно, когда люди нарушают границы личного пространства. В связи с этим все составляющие этого вопроса будут изучены и проработаны», — отметила парламентарий.

Депутат от «Единой России» Гаджимет Сафаралиев полагает, что введение данного закона сделает наше общество более цивилизованным. По его мнению, «если изучить практику западных стран и ввести это у нас, то хуже от этого не будет». «На Западе все очень жестко: там попытка сексуального тона подвергается уголовному преследованию. У нас, конечно, не так жестко, но ограничивать также надо», — считает он.

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников в интервью «Коммерсантъ FM» выразил мнение, что «нужно говорить о таких формах приставания, которые действительно наносят ущерб достоинству женщины». При этом он полагает, что для этого требуется простое уточнение понятия хулиганства.

«Российский менталитет далек от тех стандартов, которые приняты, например, в Америке», — продолжает Калашников, отмечая, что в США дело доходит до абсурда. Депутат приводит пример из собственного опыта: «Как-то я фотографировался с министром здравоохранения США, она меня пригласила в гости, это было давно достаточно, и мы стояли рядом, и я говорю, пошутил по-русски: «Меня, случайно, не обвинят в harassment, что мы вот так рядом стоим?» — это была с моей стороны шутка. Она отпрыгнула от меня, и еле удалось замять небольшой такой частный скандальчик».

По его мнению, необходимо, «чтобы любой мужчина, поздоровавшийся в лифте с женщиной незнакомой, допустим, не стал предметом преследования. Здесь все-таки нужно четко определить границы».

Практика жесткого наказания за приставания к женщинам давно применяется на Западе. В США закон защищает женщин не только от прямого принуждения к сексу, но и от флирта, шуток и прикосновений, которые можно расценить как оскорбительные. Аналогичная ситуация обстоит во Франции. В Бельгии с 1 сентября этого года каждому, кто будет в непристойной форме пытаться знакомиться с женщиной, придется заплатить штраф в 250 евро.

«Нужно ли ввести в законодательство наказание за приставания к женщинам по аналогии с западными образцами?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Козлов
настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви

На мой взгляд, есть два важных момента. Прежде чем вводить такого рода наказания, нужно очень точно описать, что собственно имеется в виду. Потому что действительно, может дойти до такого абсурда, как в Америке, когда начальник, который вдруг окажется в кабинете с собственном секретарем без свидетелей, потом будет подвергаться уголовному преследованию.

Есть также опасения, что этот закон будет страдать гендерным шовинизмом. В нашем обществе, в котором мужчины в явном меньшинстве и при этом в значительной мере феминизировались, они точно в такой же степени являются объектами гендерных домогательств со стороны противоположного пола. Так что в данном случае нужно защищать и мужчин, как коллег, как подчиненных, так и руководителей, от сексуальной агрессии, с которой они могут столкнуться на работе. Иначе это будет несправедливо и не удовлетворять современным представлениям о толерантности.

Протоиерей Андрей Спиридонов
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

Если принимать законы по аналогии с западными образцами, то можно далеко зайти. Там работают армии адвокатов ради того, чтобы у среднестатистического гражданина была возможность отсудить какие-то средства у другого. В странах Европы доходит до того, что нельзя прикасаться к человеку, которому стало плохо, приходится ждать прибытия соответствующей бригады, которая компетентна в оказании помощи. Если равняться во всем на Запад, то не знаю уж, до чего мы дойдем.

Закон — это тот рычаг, который при исполнении организует человеческое сообщество, если у общества не работают нравственные принципы. А если у нас общество настолько нравственно деградирует, что слабый пол надо защищать от посягательств незаконного характера, общество настолько нецеломудренно и никакие нравственные внутренние законы внутри него не работают и оно не может обойтись без такого рода законов, то надо такой закон принимать.

Священник Глеб Грозовский
настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области

Да, к сожалению, закон, написанный на бумаге, необходим для тех, у кого он не записан на скрижалях сердца. Женщины, девушки и девочки нуждаются сегодня в защите от посягательств на свободу, от сексуального насилия или оскорбительного поведения мужчин, юношей и мальчиков.

Начиная со школы, многие девочки подвергаются насилию, оскорблениям и домогательствам со стороны более сильного пола. Но бывает, что они сами провоцируют последних к непристойным поступкам. Поэтому любая попытка манипуляции должна быть зафиксирована камерами видеонаблюдения или иными техническими средствами, дабы избежать однобокости законодательной инициативы.

Но то, что это правильное предложение — хоть как-то защитить наших мам, жен и дочерей — сомнения не вызывает. Все будет зависеть от серьезности проработки законопроекта и его реальном воплощении в жизнь нашей страны.

Протоиерей Павел Грачев
настоятель храма Святой Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области

Во всех приведенных мнениях депутатов, безусловно, есть какое-то рациональное зерно.

Законопроект должен быть проработан самым тщательным образом. С одной стороны, нельзя доводить дело до абсурда, с другой — нужно минимизировать опасность злоупотреблений. Конечно, и статьи о хулиганстве и оскорблении личного достоинства должны быть доработаны.

Другой вопрос, будет ли все это работать не практике. Ведь для распространения подобных явлений в нашем обществе созданы, кажется, все условия. Соответствующий стиль поведения, хамство и презрительное отношение к человеческой личности буквально навязываются некоторыми СМИ, особенно телевидением и Интернетом.

Священник Димитрий Арзуманов
настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине

Боюсь, что у нас это тоже может быть доведено до абсурда.

Да, конечно, нехорошо приставать к женщине — существу слабому и беззащитному, которое не может за себя постоять. Но здесь может быть и подвох. Это может превратиться в элементарный способ вымогания денег — своего рода законодательно закрепленную проституцию. Как у нас могут переворачивать законы с ног на голову, как их умеют искажать, не говорю уже о подкупе, — все мы прекрасно знаем.

Сама по себе идея хорошая. Но пока в корне не поменяются наши судебные органы, никакой закон не будет работать как нужно.

Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области

Думаю, у депутатов Госдумы много других задач, которые сегодня надо срочно решать. А это уж очень тонкая материя: сложно провести грань, например, между приставанием и простой попыткой познакомиться с понравившейся девушкой.

Сегодня отношения между людьми настолько изменились, что попытку доброжелательного знакомства можно уже расценить как приставание. Кроме того, сколько случаев шантажа со стороны девушек, когда они угрожают парням заявлением об изнасиловании, если тот не выполнит каких-то условий.

Думаю, такой закон никогда не будет полностью справедлив к одной или другой стороне. Законом еще больше смогут пользоваться те, кто хочет на этом заработать. А вот будет ли закон действительно помогать пострадавшим женщинам — большой вопрос.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале