Фотолетопись о быте дореволюционной России представят в Москве
К 150-летию великого фотографа Сергея Прокудина-Горского в Музее Москвы пройдет выставка «Россия в цвете», а по «Первому каналу» покажут фильм «Цвет нации». Автор фильма Леонид Парфёнов рассказывает о своём герое и о том, что так ярко видно на его фотографиях России 1913 года.
10 октября 2013 года в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2) откроется выставка фотографий одного из самых известных в мире российских фотомастеров Сергея Михайловича Прокудина-Горского «Россия в цвете».
В экспозиции запечатлены виды старой России — от средневековых храмов и монастырей до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы, повседневная жизнь и работы разных слоев населения империи в юбилейный для правящей династии год — 1913-й.
Один из аспектов выставки — сравнение двух эпох, начала XX и начала XXI веков. Рядом с фотографиями Прокудина-Горского демонстрируются работы Вячеслава Ратникова, запечатлевшего знакомые пейзажи в наши дни.
Открытие московской выставки «Россия в цвете» приурочено к выходу документального фильма Леонида Парфёнова «Цвет нации». Путешествуя по местам, которые в своё время запечатлел Прокудин-Горский, Парфёнов составил свой портрет ушедшей эпохи.
«Я ещё не встречал неспециалиста, который бы просто так, в силу общей эрудиции, знал бы, что в дореволюционной России существовала цветная фотография. Более того, Россия — единственная страна, методично отснятая в цвете до Первой мировой войны, когда, по сути, ещё продолжался XIX век. Бабы и мужики, храмы и заводы, офицеры и мастеровые, представители населяющих империю народов и великое множество видов больших и малых городов. Всё — стараниями одного человека. Насколько Прокудин-Горский опередил своё время, если следующая цветная съёмка случится в стране уже после Второй мировой — 24 июня 1945 года на немецкую трофейную кинопленку зафиксируют Парад Победы», — рассказал Леонид Парфёнов «Коммерсанту».
Он добавил: «Сколько снимков составляли прокудинскую "Коллекцию достопримечательностей", уже точно не узнать. Ясно, что несколько тысяч. 1900 (без копий) дошедших до нас негативов хранятся в библиотеке Конгресса США, и на её сайте эти изображения доступны всем. Часть фотографий сохранилась лишь в виде старых репродукций, в том числе портреты Толстого и Шаляпина. Их краски, увы, соответствуют типографским возможностям столетней давности. Сияние же оригиналов напрочь стирает патину времени: будто снято вчера. Умопомрачительной сложности технология трех стеклянных негативов, «отвечающих» за красный, зеленый и синий, с фильтрами и наложением по результатам оказалась в общем непревзойдённой».
«Фильм "Цвет нации" мы приурочили к нынешнему 150-летию великого фотографа и 100-летию года, от которого советская статистика так любила считать рост выплавки чугуна и стали. Мы объехали десятки точек прокудинских съёмок, ставя камеру ровно там и беря ровно тот ракурс. Сотни сопоставлений выполнили энтузиасты-исследователи "Коллекции". Часть этих работ покажут на выставке в Музее Москвы вместе с шедеврами Прокудина-Горского. Честно говоря, невесёлое впечатление. У нас не время и не стихия поработали, мы сами на свою цивилизацию изверглись. Там игра "Умри-замри-воскресни", а тут какая-то "Было-стало-и-не-стало". Возможность сегодняшнего взгляда сквозь столетие развеивает последние иллюзии: нет той страны, нету. 1900 негативов от неё остались — и всё», — заключил Парфёнов.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) — один из самых известных в мире российских фотографов.
С 1904 по 1915 гг. создал огромный корпус работ — цветную летопись дореволюционной России, запечатлев разнообразие природных и рукотворных памятников Российской империи, а также типы жителей «в их естественной среде обитания».
За свои работы в цвете Прокудин-Горский прославился ещё при жизни, затем был основательно забыт, и заново открыт в конце ХХ века. Его превозносят за естественные цвета, за правдивое изображение страны, а также за научные открытия и за художественные достижения.
Прокудин-Горский — фигура, мало изученная в России. Его работы исполнены самоочевидных достоинств, но также поднимают перед думающим зрителем массу вопросов, связанных с осмыслением увиденного.
Выставка продлится до 8 ноября.
В экспозиции запечатлены виды старой России — от средневековых храмов и монастырей до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы, повседневная жизнь и работы разных слоев населения империи в юбилейный для правящей династии год — 1913-й.
Один из аспектов выставки — сравнение двух эпох, начала XX и начала XXI веков. Рядом с фотографиями Прокудина-Горского демонстрируются работы Вячеслава Ратникова, запечатлевшего знакомые пейзажи в наши дни.
Открытие московской выставки «Россия в цвете» приурочено к выходу документального фильма Леонида Парфёнова «Цвет нации». Путешествуя по местам, которые в своё время запечатлел Прокудин-Горский, Парфёнов составил свой портрет ушедшей эпохи.
«Я ещё не встречал неспециалиста, который бы просто так, в силу общей эрудиции, знал бы, что в дореволюционной России существовала цветная фотография. Более того, Россия — единственная страна, методично отснятая в цвете до Первой мировой войны, когда, по сути, ещё продолжался XIX век. Бабы и мужики, храмы и заводы, офицеры и мастеровые, представители населяющих империю народов и великое множество видов больших и малых городов. Всё — стараниями одного человека. Насколько Прокудин-Горский опередил своё время, если следующая цветная съёмка случится в стране уже после Второй мировой — 24 июня 1945 года на немецкую трофейную кинопленку зафиксируют Парад Победы», — рассказал Леонид Парфёнов «Коммерсанту».
Он добавил: «Сколько снимков составляли прокудинскую "Коллекцию достопримечательностей", уже точно не узнать. Ясно, что несколько тысяч. 1900 (без копий) дошедших до нас негативов хранятся в библиотеке Конгресса США, и на её сайте эти изображения доступны всем. Часть фотографий сохранилась лишь в виде старых репродукций, в том числе портреты Толстого и Шаляпина. Их краски, увы, соответствуют типографским возможностям столетней давности. Сияние же оригиналов напрочь стирает патину времени: будто снято вчера. Умопомрачительной сложности технология трех стеклянных негативов, «отвечающих» за красный, зеленый и синий, с фильтрами и наложением по результатам оказалась в общем непревзойдённой».
«Фильм "Цвет нации" мы приурочили к нынешнему 150-летию великого фотографа и 100-летию года, от которого советская статистика так любила считать рост выплавки чугуна и стали. Мы объехали десятки точек прокудинских съёмок, ставя камеру ровно там и беря ровно тот ракурс. Сотни сопоставлений выполнили энтузиасты-исследователи "Коллекции". Часть этих работ покажут на выставке в Музее Москвы вместе с шедеврами Прокудина-Горского. Честно говоря, невесёлое впечатление. У нас не время и не стихия поработали, мы сами на свою цивилизацию изверглись. Там игра "Умри-замри-воскресни", а тут какая-то "Было-стало-и-не-стало". Возможность сегодняшнего взгляда сквозь столетие развеивает последние иллюзии: нет той страны, нету. 1900 негативов от неё остались — и всё», — заключил Парфёнов.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) — один из самых известных в мире российских фотографов.
С 1904 по 1915 гг. создал огромный корпус работ — цветную летопись дореволюционной России, запечатлев разнообразие природных и рукотворных памятников Российской империи, а также типы жителей «в их естественной среде обитания».
За свои работы в цвете Прокудин-Горский прославился ещё при жизни, затем был основательно забыт, и заново открыт в конце ХХ века. Его превозносят за естественные цвета, за правдивое изображение страны, а также за научные открытия и за художественные достижения.
Прокудин-Горский — фигура, мало изученная в России. Его работы исполнены самоочевидных достоинств, но также поднимают перед думающим зрителем массу вопросов, связанных с осмыслением увиденного.
Выставка продлится до 8 ноября.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале