«Корона»: благословение или проклятие телевидения?
«Корона» без преувеличения поражает. Здесь и открывающие титры под музыку Ханса Циммера, где потоки золота складываются в тот самый венец, тяжесть которого (и физическую, и моральную) постоянно ощущает главная героиня. И декорации, воспроизводящие Букингемский дворец едва ли не в натуральную величину. И тщательное воспроизведение внешнего вида персонажей — можно найти массу разборов, в которых сцены сериала сравниваются с реальными фото и видео. И замечательные актеры — достаточно вспомнить Уинстона Черчилля в исполнении американца (!) Джона Литгоу. В этом отношении Netflix ничуть не уступает ВВС с его богатыми традициями костюмного кино.
Есть ли за что критиковать «Корону»? Несомненно. Поскольку большая часть действующих лиц жива и здравствует, сериал ругают и за искажение фактов, и за чрезмерную мелодраматизацию событий, и за обеление одних персонажей, и за демонизацию других. Всё это, безусловно, присутствует, так что человек, который после просмотра захочет углубить познания о британском королевском доме, обнаружит, что в реальной жизни всё было несколько не так, а зачастую — гораздо интереснее.
Но главное в «Короне» всё же не это. Это не имитация реалити-шоу, позволяющая заглянуть за кулисы самой известной европейской семьи, а историческая и семейная драма о том, как корона — то ли Священный Грааль, то ли черная дыра — искажает пространство и время вокруг себя, заставляя всех подчиняться себе и наказывая тех, кто этого не желает. Причем не только Елизавету, которая на экране превращается из молодой жизнерадостной девушки в предельно сдержанную женщину — чётко осознающую свой долг, не допускающую отступлений от него и ждущую того же от других, что временами выглядит даже жестоко.
Сериал не концентрируется на королеве, иначе бы это было довольно скучное зрелище. Героиню и её семью показывают нам с точки зрения самых разных людей — сестры, мужа, свекрови, детей, матери, близкого окружения. На мой взгляд, одна из самых драматичных серий посвящена коронации, на которую мы смотрим глазами опального дяди королевы — бывшего короля Эдуарда VIII, когда-то отрекшегося от престола ради женитьбы на дважды разведённой американке Уоллис Симпсон. Именно он говорит Елизавете самые важные слова, которые определят её отношение к собственному положению.
Эпопею из шести сезонов (пока вышли четыре, пятый появится в ноябре) собирались закончить нулевыми годами. Видимо, финалом должны были стать свадьба принца Уильяма и Кейт Миддлтон в 2011 году и рождение их первенца — апофеоз монархии, венец жизни самой королевы. Но теперь, когда героиня ушла в лучший мир к любимому супругу, возможно, биографию доведут до конца.
Наверно, только после этого мы сможем понять, что же такое «Корона»: честная история о том, как живется людям, добровольно приносящим себя в жертву одному из самых архаичных институтов в истории человечества, или «золотая легенда», в очередной раз цементирующая мифологию короны, её мечту о себе самой?