Совершение монашеского пострига преподобного Сергия
7-го октября (20-го по нов. ст.) 1342 года совершилось пострижение в монашество двадцатитрехлетнего юноши. В этот день святая Церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.
Пострижение преподобного Сергия | ||
Читайте также:
День памяти преподобного Сергия. Проповедь святителя Филарета Московского
7-го октября (20-го по нов. ст.) 1342 года совершилось пострижение в монашество двадцати-трех-летнего юноши. В этот день святая Церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий. "Все поступки Варфоломея, в течение всей его жизни", — говорит святитель Платон,—"показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного". Рассуждение - дар бесценный, и святые Отцы почитают его выше всех добродетелей. Варфоломею был дан этот дар от юности: так чисто было сердце его, так была смиренна и проста его прекрасная душа!
Юный постриженник
Радуйся, юность твою в целомудрии обучивый;
Радуйся, яко деву чисту, Жениху Христу себе обручивый!
Из акафиста преподобному Сергию
"Все поступки Варфоломея, в течение всей его жизни", — говорит святитель Платон,—"показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного". Рассуждение-дар бесценный, и святые Отцы почитают его выше всех добродетелей. По словам преподобного Иоанна Лествичника, "рассуждение в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами". "Оно рождается от послушания и смирения", после великого подвига в совершенном отсечении своей воли и разума. Тем более достойно удивления, что Варфоломей сподобился сего дара от юности: так чисто было сердце его, так была смиренна и проста его прекрасная душа!
"Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного", - говорит Лествичник. В испытании самого себя обнаружилось это духовное дарование и в юном Вареоломе. Как ни горячо желал он облечься в ангельский образ, однако не спешил исполнением своего сердечного желания. Он почитал неосновательным делом связать себя обетами монашества, прежде нежели приучить себя к строгому исполнению всех уставов монашеской жизни, ко всем трудам и подвигам не телесного только, но и внутреннего, духовного делания. Только тогда, когда он достаточно испытал себя во всем этом, — он стал усердно просить Господа, чтобы удостоил его столь давно желанного ангельского образа.
В одной из обителей близ Радонежа, быть может, в том же Хотькове монастыре, жил смиренный старец игумен, по имени Митрофан. Неизвестно, когда Варфоломей с ним духовно сблизился; может быть это произошло еще раньше удаления его в пустыню; может быть даже, что Митрофан изредка посещал Варфоломея в его пустынном уединении и служил для него Божественную литургию в его церкви, — блаженный списатель жития его ничего не говорит об этом. Он говорит только, что подвижник попросил Митрофана придти к нему в пустыню и несказанно обрадован был его посещением. Он встретил игумена как дорогого гостя, Самим Богом посланного, и усердно просил его пожить с ним сколько-нибудь в его кельи. Добрый старец охотно согласился на это, а Варфоломей, взирая с благоговением на добродетельную жизнь его, прилепился к нему всей душой, как к родному отцу.
Спустя немного времени, блаженный юноша во смирении склонил главу пред старцем и стал просить его о пострижении. "Отче,— так говорил Варфоломей: сотвори любовь ради Господа; облеки меня в чин иноческий; возлюбил я сей чин от юности моей, и с давнего времени желаю пострижения. Только воля родителей моих долго меня от этого удерживала, но теперь, слава Богу, я от всего свободен, и как олень, жаждущий источников водных, всею душою жажду иноческого пустынного жития".
Не стал противоречить старец-игумен его благочестивому желанию; он пошел немедленно в свой монастырь, взял там нескольких из братий для пострижения, и возвратился к отшельнику. 7-го (20 по новому стилю - Ред.) октября 342 года, в убогой церквице пустынника совершилось пострижение двадцати-трех-летнего юноши. В сей день святая Церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.
Окончив обряд пострижения, Митрофан совершил Божественную литургию и приобщил нового инока Святых Христовых Таин. И исполнился благодати Святого Духа новопостриженный, и повеяло в церкви неизреченным благоуханием, и распространилось это дивное благоухание даже за стенами храма пустынного... Так рассказывали о сем впоследствии сами свидетели, этого чуда, прославляя Бога, прославляющего угодников Своих.
"И был Сергий первый постриженник своей уединенной обители, первый начинанием и последний мудрованием, первый по счету, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал; можно даже сказать, что он был и первый и в то же время — последний, потому что, хотя и многие после него в той же самой церкви принимали пострижение, но ни один не достиг меры его духовного возраста. Многие так же начинали подвиг, но далеко не все так и оканчивали; много было у Сергия учеников, много подвизалось и после него в его обители добрых иноков, но никто не мог сравниться с ним: для всех и навсегда он остался образцом совершенства иноческого! — С пострижением он не только отлагал власы главы своей, но с отнятием власов отсекал навсегда и всякое свое хотение; совлекаясь мирских одежд, он в то же время совлекался и ветхого человека, чтобы облечься в нового, ходящего в правде и преподобии истины; препоясывая чресла свои, он уготовлял себя к мужественному подвигу духовному; отрекаясь от всего, что в мире, он, как бы обновляемый юностию орлею возлетал на высоту созерцаний духовных..."
Из книги арх. Никона (Рождественского) "Житие прп. Сергия Радонежского", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002