Патриарх Тихон – «Пророк Смуты»
Василий Иванович Беллавин, будущий святитель Тихон, происходит из семьи потомственных священнослужителей. Местом рождения будущего Патриарха 19 января 1865 г. был погост Клин (ныне Куньинского района Псковской области), где в кладбищенской церкви служил его отец. Все сыновья священника Ивана Тимофеевича Беллавина закончили Торопецкое духовное училище, где преподавал их отец. Василий Белавин рос скромным и трудолюбивым мальчиком, неплохо учился. За искреннюю веру сверстники Василия в шутку называли его «архиереем».
Василий Иванович Беллавин происходит из семьи потомственных священнослужителей. Родственными связями его предки были связаны с предками композитора М. П. Мусоргского. Местом рождения будущего Патриарха 19 января 1865 г. был погост Клин (ныне Куньинского района Псковской области), где в кладбищенской церкви служил его отец. Все сыновья священника Ивана Тимофеевича Беллавина закончили Торопецкое духовное училище, где преподавал их отец. Василий Белавин рос скромным и трудолюбивым мальчиком, неплохо учился. За его искреннюю веру благоговение сверстники Василия в шутку называли его «архиереем».
Закончив духовное училище, затем — Псковскую семинарию, будущий святитель поступил в Петербургскую духовную академию, где однокурсники стали любовно называть его «патриархом». Академию он закончил блестяще. Кандидат богословия получил назначение в Псковскую семинарию преподавателем богословия и французского языка.
14 декабря 1891 г. священник Василий Беллавин принял постриг в монашество, выбрав своим небесным покровителем святителя Тихона Задонского. Иеромонах Тихон получил назначение инспектором в Холмскую духовную епархию (г. Люблин, ныне – Польская республика). Вскоре его назначают ректором Холмской духовной семинарии, затем – посвящают в сан епископа Люблинского, викария Холмской епархии. Напряжённая пастырская и административная работа сочетались с культурно-просветительной. При ректоре архимандрите Тихоне в Холме стали традиционными литературные вечера и духовные концерты.
В 1898 г. епископ Тихон отправляется в США, где ведёт бурную миссионерскую и просветительную деятельности среди алеутов. С именем епископа Тихона, в числе многих дел, связано учреждение местного церковно-археологического музея – «Иннокентьевского древлехранилища», в память Иннокентия Веньяминова, просветителя алеутов. Сам Патриарх Тихон вспоминал, что во время служения в США расширился его церковно-политический кругозор и представления о формах человеческих взаимоотношений.
После одной из летних сессий Священного Синода, где обер-прокурор К. П. Победоносцев отметил духовно-административные таланты молодого епископа, прибывшего из далёкой Америки, епископ Тихон был возведён в сан архиепископа. В 1907 г. он возвращается в Россию. Архиепископ Тихон получил назначение на кафедру Ярославскую, затем — Виленскую. И в Ярославле, где городская Дума избрала его почётным гражданином, и в Вильно он оставил о себе память как разумный, доступный, ласковый архипастырь. Везде он успевал организовывать литературно-художественные и музыкальные вечера, утренники в духовных учреждениях, диспуты, доклады и лекции. В 1914 г., с началом немецкой оккупации Северо-Западного края России, архиепископ Тихон успевает вывезти святые мощи и часть церковной утвари. Местом его служения стали Москва и Дисна, окраина Виленской епархии. Не раз он бывал на боевых позициях, под обстрелом. Был награждён царским орденом.
Архиепископ Тихон пользовался заслуженным авторитетом, по поручению Св. Синода он расследовал в Тобольске дело о самовольном прославлении мощей епископом Варнавой, поддержанного Распутиным. После Февральской революции новый обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов сменил весь его состав, после чего на московскую кафедру был избран архиепископ Тихон.
15.08.1917 г., спустя 200 лет после закрытия патриаршества в России, вследствие огромной работы архиепископа Тихона и под его председательством был открыт церковный Собор. Два важнейших вопроса стояли перед церковными иерархами страны в «смутное время» — о восстановлении патриаршества и выборы патриарха. И тот и другой вопрос были решены положительно. Митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – им стал патриарх Тихон. Торжество поставления патриарха состоялось в Успенском соборе Кремля 21 ноября 1917 г. Принимая патриарший жезл, он говорил: «Господь как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих ещё пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обречённых на погибель, на заклание, овец поистине жалких. Паси их…». Революционные солдаты после выхода его из собора скинули шапки и бросились к патриарху с протянутыми руками для благословления.
Современники «смуты» вспоминали, что патриарх не отказывался служить в приходских церквях и заходил в дома к прихожанам. Скромность и простота домашнего быта, доступность, врождённые доброта и отзывчивость, отсутствие тщеславия, внешнего величия и напускного блеска располагали к нему сердца современников. Некоторые учёные мужи называли его этнархом, вставшим во главе той части нации, которая не приняла большевизм.
Советская власть объявила патриарха символом черносотенства, «непроходимой реакции, волком в овечьей шкуре». 8 июля 1918 г. в Казанском соборе в Москве он отслужил панихиду по убиенным государе и царской семье, назвав большевиков цареубийцами. 28 октября 1918 г. патриарх Тихон обратился к советскому правительству (Совету народных комиссаров) с перечислением всех преступлений большевиков, провозгласив словами евангелиста Матфея: «от меча погибнете сами вы, взявшие меч» (Мф. XXVI, 52). В Послании от 19 января 1919 г. он отлучил большевиков от Святого Причастия, всенародно предал их анафеме. После этого состоялись его поездки в рабочие центры – Богородск, Коломну, Петроград, проявившие огромную любовь народа к своему пастырю. Железнодорожники выделили патриарху специальный вагон для поездки в Петроград. В Москве приходские общины организовали охрану патриарха в форме ночных дежурств.
Осенью 1919 г. в день памяти Сергия Радонежского патриарх обратился к чадам своим с посланием, в котором вменял в обязанность пастырям церкви стоять в стороне от гражданской войны. Он не отменил анафемы большевикам, но допустил применение к советской власти слова апостола Павла: «Всякая власть от Бога».
Большевики взяли курс на внутреннее разложение церкви. На II «Всероссийском соборе» в апреле 1923 г. живоцерковники и обновленцы лишили патриарха Тихона сана и звания патриарха и монашества. Патриарх оказался в тюрьме под следствием по обвинению в противодействии распоряжению советской власти об изъятии церковных ценностей на помощь голодающим. В Послании от 1 июля 1923 г. патриарх Тихон не только заявил об аполитичности РПЦ – она не может быть ни «белой», ни «красной», но и покаялся за жертвы, получившиеся в результате антисоветской политики, гражданской войны. Некоторые восприняли это как проявление духовной слабости и соглашательства с безбожной властью. Для других в послании проявились истинная жертвенность за всех пасомых – крепких в вере и заблудших.
Наиболее достоверной версией смерти патриарха является версия отравления его мышьяком в больнице Бакунина, где он находился в последние дни земной жизни. Об этом свидетельствовал протоиерей Александр Толстой, настоятель храма Илии Пророка, после признания одного из врачей этой больницы.
Ранним утром 26 марта (4 апреля) 1925 г., в праздник Благовещения патриарх был перевезён из этой лечебницы в Донской монастырь. В праздник Входа Господня в Иерусалим состоялось его погребение. С 11-тым патриархом Всероссийским пришла прощаться вся Москва и представители почти всех иностранных миссий.
В 1989 г. Архиерейский собор причислил святителя патриарха Тихона к лику святых.