О чем говорит икона Рождества Богородицы

Иконы Пресвятой Богородицы - это образ первого человека, осуществившего цель Боговоплощения - обожение человека. Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которую Бог поставил пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

Иконы Пресвятой Богородицы - это образ первого человека, осуществившего цель Боговоплощения - обожение человека. Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которую Бог поставил пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

На Русь иконы Рождества Пресвятой Богородицы пришли из Византии. Изображений праздника до-иконоборческого периода не сохранилось, и наиболее древние иконы праздника относят к X-XI вв.

На ранних иконах праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе - ее изображение крупнее других; перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели. На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким, здесь больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы...

Особенно интересными бывают клейма (небольшие изображения по периметру иконы, рассказывающие о событиях жития святого). На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную); к этим сюжетам примыкают и связанные с праздником Введения Богородицы во Храм - принесение Девы Марии в храм, первые семь шагов Богоотроковицы…

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит изображаемое событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Действие, таким образом, не замыкается, не ограничивается тем местом, где оно исторически произошло, так же как и конкретным историческим моментом времени, когда оно случилось, но происходит днесь. На иконах праздника это видно весьма наглядно.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале