Чудесное изгнание крымского хана Магмет-Гирея 21мая (3 июня) 1521 г
В первой повести духовно осмыслено и связано с заступничеством Пресвятой Богородицы через Ее чудотворную Владимирскую икону закончившееся поражением наступление крымского хана Магмет-Гирея, подошедшего в 1521 г. к Москве с крымскими, ногайскими и казанскими татарами, но, не дожидаясь встречи с войсками великого Московского князя Василия III, неожиданно ушедшего в степи
Отрывок из книги Щенниковой Л. А. «Святая Покровительница государства Российского».
В XVI в. почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Успенский собор Московского Кремля именуется «Домом Пречистые Богородицы», а его главная святыня — чудотворная Владимирская — называется «державы Русския заступление». В царствование Иоанна Грозного (1530—1584) по инициативе митрополита Макария (1543—1563) и, видимо, при его личном участии кремлевские летописцы и книжники составили несколько повестей, в которых знаменательные события недавнего прошлого были связаны с заступничеством Божией Матери через Ее чудотворную Владимирскую икону.
В первой повести духовно осмыслено и связано с заступничеством Пресвятой Богородицы через Ее чудотворную Владимирскую икону закончившееся поражением наступление крымского хана Магмет-Гирея, подошедшего в 1521 г. к Москве с крымскими, ногайскими и казанскими татарами, но, не дожидаясь встречи с войсками великого Московского князя Василия III, неожиданно ушедшего в степи (Соф. II лет., 1853, с. 263; Воскр. лет., 1859, с. 269). В повести, озаглавленной «Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцев русских…", избавление «града Москвы» трактуется как «новейшая чюдеса Богоматери и еже во дни наша содеяшася», о которых сообщается «повелением господина нашего преосвященнаго Макария, митрополита всея Русии».
В повести рассказывается, что во время «варварского нахождения» на Православие весь русский народ встал на молитву. Тогда же «дивный нагоходец праведный Василей» (Блаженный), проводивший ночи в усердных тайных молитвах, в одну из ночей пришел к соборной церкви, «идеже стояше самый чюдотворный образ Богоматери, еже есть икона Володимерьская, идеже чюдотворныия мощи почиваху святых великих русских святителей Петра и Ионы и прочих». Он встал у закрытых северных дверей, и, «восхитися умом», удостоился необычайного видения — «не яко во сне… но наяве истинно…". Он увидел открывшиеся церковные врата и «чюдотворный образ Пречистая икона Владимерская, на своем месте стоя». От иконы слышался глас: «Тако людие прогневаша безлобиваго Бога, яко Аз повелением Сына Своего с рускими чюдотворцы хощем изыти из града сего», и тотчас внутри церкви послышался великий шум.
Блаженный Василий и те праведники, которым Бог открыл духовные очи, созерцали страшное видение. Чудотворная икона Богоматери сошла со своего места; вся церковь наполнилась огнем, пламя выходило в двери и окна; потом огонь исчез.
За этим видением последовали и другие. Некая слепая инокиня из Вознесенского монастыря, много лет проведшая в добродетельной жизни и достигшая глубокой старости, усердно молилась об избавлении от беды. Она сподобилась слышать и видеть «преславное чюдо»: внезапно услышала великий шум, «яко вихорь страшен», и звон великий, как от многих кремлевских колоколов. Она была «восхищена некоим Божественным мановением» посреди монастыря и увидела открывшимися «мысленными» и одновременно «чювственными» очами, и «не яко во сне, но наяве», как во Флоровские (Спасские) ворота Кремля идет «световидный собор достолепных муж во освященных одежах: многие митрополиты и с ними ины святителей и прочий священный собор и причет, — и с ними же зрится, якоже несом ими и самый чюдотворный образ Богоматери, и честныя кресты, и прочия святыя иконы…", как будто действо на литии. Святители уходили с образом Богоматери из города во Фроловские ворота. Среди них инокиня узнала святителей Петра, Алексея, Иону, Леонтия Ростовского и с ними многих других святителей и чудотворцев — «якоже на иконах пишутся велицыи рустии собори».
В то же время одна отроковица увидела, как два «святолепных» мужа в монашеских одеждах — это были преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский — быстро шли навстречу «собору» святых мужей. Они пали к ногам уходящих святителей и упросили их не покидать Москву, но еще усерднее молить Бога и Богородицу о помиловании согрешивших людей. Все вместе — святители и преподобные — со слезами молились перед чудотворным образом и, сотворив литию и молебные каноны, возвратились с Владимирской иконой в Кремль. В тот же день татары были изгнаны «предстательством Пречистыя Богородицы и молитвами всех святых».
Щенникова Л. А. 1990
По материалам www.pravoslavie.ru
Читайте также:
Память Владимирской Иконы Божией Матери
Детализация иконографии для мудрствующих
В Москву, на поклон к Владимирской