Святителя Григория Паламы омилия, произнесенная в праздник Петра и Павла (отрывок)
Петр, воспользовавшись покаянием, не только восстал от падения и получил прощение, но и получил в удел водительство Христовой Церковью. Ты найдешь, что и Павел заботился о покаянии даже и после своего обращения и преуспеяния и превышающей всех близости к Богу.
Братия, каким великим желанием Господь хочет нашего спасения: оно до такой степени велико, что нечего иного не требует Он от любящих Его, как то — чтобы направляли нас на пастбище и в ограды спасения.
Достаточно каждому из нас пожелать постучаться в двери, ведущие ко спасению, как немедленно явится проводник, уготованный общим Спасителем, и руководитель ко спасению, который, исполненный человеколюбия, весьма и весьма — готов, как бы сам явившийся без зова, а лучше сказать, как сам просящий.
Три же раза Христос вопрошает Петра, чтобы три раза отвечая, он исповедал доброе исповедание, и чрез троекратное исповедание исправил троекратное отвержение, и трижды поставляет его Пастырем Своим агнцам и овцам, предлагая Петру также и три чина спасаемых: рабство, наемничество и сыновство, т. е. - честный брак, целомудренное вдовство и девственность.
Но Петр, снова и, затем опять будучи вопрошаем: любит ли он Христа, — огорчился, говорится, вследствие повторения вопрошения его, полагая, что ему не верят. Зная же, что он любит Христа, и не не ведая и то, что Вопрошающий лучше знает его, чем даже он сам себя, как бы отовсюду стесненный, исповедует: не только что он любит, но и возвещает, что и Любимый им является Богом всего, говоря: «Ты, Господи вся веси; Ты веси яко люблю Тя»; потому что «все знать» свойственно только Богу всего.
Сотворившего же от души такое исповедание Господь не только рукополагает Пастырем и Архипастырем всей Своей Церкви, но и обещает опоясать его такой силою, что и даже до смерти, и то смерти крестной, он будет твердо стоять, тот, который прежде чем обладал этой силой, не вынес вопроса и спора с одной девицей.
«Истинно, истинно говорю тебе», — говорит ему Христос, — «когда ты был молод» и в телесной и в духовной молодости, то «препоясывался сам», то есть пользовался своими собственными силами, «и ходил, куда хотел», двигаясь по своей воле и живя согласно присущему твоей природе образу жизни; «когда состаришься», достигнув крайнего и телесного и духовного возраста, — «а когда состаришься»; этими словами означая смерть через крест и свидетельствуя, что протяжение на нем не будет для Петра недобровольным.
Итак, «прострешь руки твои, и другой препояшет тебя», т. е. укрепит, «и поведет, куда захочет», как это свойственно людям, поскольку естество не хочет своего разрушения, производимого смертью; этими словами показывает связь нашего естества с жизнью и что мученичество Петра превосходит естество; ибо это ты добровольно перенесешь ради Меня и ради свидетельства о Мне, будучи укреплен Мною, потому что естество не рождено таким, чтобы желать того, что превосходит естество. (Иоан. 21:18)
Но таков, вот, Петр, как на основании малого можно было познать. Что же Павел, и какой язык, лучше сказать — какие языки могли бы хоть частично представить его стойкость за Христа даже до смерти? — Павел, который ежедневно умирал, лучше же молвить — всегда пребывал мертвым, уже живя не себе, как он говорит, но имея живущего в нем Христа!
По причине любви ко Христу, он не только все настоящее считал за уметы (отбросы), но и будущее у него занимет второе место при сравнению с любовью, ибо он говорит: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8, 38, 39). Имел же он такую ревность о Бозе так чтобы сделать, чтобы и мы ревностью ревновали о Бозе.
И кому из всех, разве лишь только Петру, он уступит в тождественном качестве души? Но каков он по смирению? — Снова послушай, что он сам о себе говорит:«Недостоин называться Апостолом» (1 Кор. 15, 9). Итак, что же из этого следует? Поскольку он тождественен с Петром в отношении исповедания, ревности, смирения и любви, то разве не получил он и тождественные воздаяния от Того, Который все уплачивает согласно весам и мерам и стандартам совершенной справедливости? И какое было бы соотношение между ними?
Так, Господь Петру говорит: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою» (Мф. 16, 18). А о Павле, что Господь говорит Анании? – «он есть сосуд мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» (Дн. 9,15). Какое это имя? — Конечно имеющее отношение к нам — Церковь Христову, которую, как основание, держит Петр. Видите, значение и равенство чести у Петра и Павла, и что как бы на них обоих держится Церковь. Посему ныне Она и воздает им обоим единую и ту же честь, совершая сегодня праздник в равной для них обоих чести.
Но мы, внимательно обдумывая их достижение, будем подражать их образу жизни, и если не иному чему, так, по крайней мере, их исправлению, путем смирения и покаяния. Потому что иные великие и возвышенные дела — и великим (людям) отвечают и приводят великих к подражанию; а, в равной мере, есть и такие дела их, которые и для всех — неподражаемы; но исправление, путем покаяния, больше нежели им, отвечает нам, которые, каждый из нас, настолько много ежедневно грешим, что отнюдь у нас иначе и не было бы надежды на спасение, если бы мы не снискивали его непрестанным покаянием.
Покаянию же предшествует осознание своих грехов, что является великим поводом к умилостивлению (Бога). Ибо пророк Псалмопевец говорит Богу: «Помилуй мя, яко беззаконие мое …знаю» (Пс. 50, 1, 2); он осознанием своих грехов преклонил Бога к милости, и исповеданием и самопорицанием принял полное прощение. Потому что за осознанием своих грехов следует осуждение себя, а за ним — печаль о грехах, которую Павел назвал «печалью ради Бога». Из этой печали ради Бога рождается исповедание с сокрушенным сердцем и молитва к Богу с обещанием отстраниться в дальнейшем от грехов; а это и есть покаяние.
Петр, воспользовавшись покаянием, не только восстал от падения и получил прощение, но и получил в удел водительство Христовой Церковью. Ты найдешь, что и Павел заботился о покаянии даже и после своего обращения и преуспеяния и превышающей всех близости к Богу.
Потому что покаяние, если воистину происходит от сердца, убеждает стяжателя его больше уже не предаваться грехам, больше уже не приобщаться к погибающим, больше уже алчно не бросаться на неблагородные услаждения, но — презирать настоящее, держаться будущего, бороться со страстями, стараться о делании добродетелей, во всем быть воздержанным, бодрствовать в молитвах к Богу, отказать от неправедных прибылей, быть милостивым к своим обидчикам, быть благосклонным к просителям, к нуждающимся в его помощи, быть готовым помочь чем только может — словами, делами, издержками, — от души быть услужливым всем, дабы человеколюбием стяжать человеколюбие и за любовь к ближнему восприять любовь к себе Божию и снискать к самому себе Божественное благоволение и получить вечную милость и приснопребывающее Божие благословение и благодать, что да будет всем нам получить благодатию Единородного Сына Божия, Которому подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.