На Муромских дорожках
Муромский Свято-Благовещенский монастырь | ||
Лично для меня Муром, с его лужами и разбитым асфальтом, белыми церквями, рекой и березками, оказался воплощенным архетипом «малой родины» — провинциального русского города средней полосы, не обремененного славой туристической жемчужины.
Объективно:
Саша из Севастополя, Маша из Иваново и Даша из Иркутска приехали в Муром. Всего-навсего на сутки. При этом всем говорили, что они из Москвы. И местные жители спрашивали у них дорогу и как называется стоящий в отдалении храм...
Субъективно:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли то села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обедне поспеть хотел во Киев-град…
Можно писать долго, можно коротко. Долго ли, коротко ли, мы до Мурома доехали. Там хорошо. Здорово. Классно. Благодатно, если хотите. Саша назвала сей град «заповедником человечества». Потому что нищие там просят еды. Потому что водители у луж притормаживают. Потому что…
Встреча со святыней — конечно, ради этого ехали, но это «ожидаемо». А такой вот «бонусный» человеческий фактор — дорогого стоит, даже жить хочется. Лично для меня Муром, с его лужами и разбитым асфальтом, белыми церквями, рекой и березками, оказался воплощенным архетипом «малой родины» — провинциального русского города средней полосы, не обремененного славой туристической жемчужины.
Туда
Оптимальным средством доставки нас в славный город Муром был сочтен поезд Москва–Казань. Около пяти утра, вполне по расписанию, он подобрался к вокзалу, но, не доехав до него, встал (кажется, уже не по расписанию), дав нам уникальную возможность понаблюдать промышленные окраины города, ночную работу какого-то завода и побеседовать с попутчиком из Чувашии, который сообщил, что в Муром надо было приезжать года три назад, потому что тогда в центре города стоял самолет, в одном крыле которого был ресторан, а в другом — бар. Теперь самолета нет, следовательно, ничего интересного не осталось…
Там
Согласно паломническому путеводителю самая ранняя литургия — в 6.30, в Свято-Троицком женском монастыре. Посидев час на вокзале, отправляемся искать такси. Знакомые говорили, что берут по 50 руб. с носа — а чем хуже наши носы? Тем более что свои молодые жизни мы все-таки оценивали дороже, пути не знали, а фонарей в городе мало.
Сообщив таксисту желаемую цель поездки, услышали «50 рублей». Разумеется, согласились. Залезли в машину. Через семь минут были у входа в монастырь. В результате сложных манипуляций с банкнотами и сдачей, таксист взял свои 50 рублей. За всех. Девчонки долго удивлялись.
Муромские монастыри и муромские проповеди
В Свято-Троицком монастыре | ||
Храм, где покоятся мощи Петра и Февронии, — маленький. Народу довольно много. На клиросе поют девочки в апостольниках, живущие в монастырском приюте.
Очень спокойная литургия. Очень «ученая» проповедь — зачитывание уставных особенностей Рождественского поста, изобилующее словами типа «ирмос», «паремия», «катавасия». Я была уверена, что среднестатистической бабушке такая речь непонятна, да и ни к чему, а «среднестатистическая бабушка» в конце благодарно перекрестилась: «Слава Богу! Первый раз хоть про пост послушала!»
В приделе иконостас — весь с вышитыми иконами (этот вид рукоделия возрождают в обители по древним образцам). Такое диво я видела впервые. Красиво. Я бы сказала, очень по-женски.
Далее мы переместились в соседний монастырь, уже мужской, Благовещенский. Литургия, начавшаяся там позже, еще не кончилась.
Свято-Благовещенский монастырь | |
Убранство храма …оригинальное. При том, что снаружи он вполне соответствует семнадцатому веку, когда и был построен, внутри —«навороты», видимо, более поздние: какие-то резные каменные «наличники» на Царских и дьяконских вратах, росписи в духе Васнецова… Зато мы обнаружили святыню, о которой раньше не знали: мощи свв. князей Михаила, Феодора и Константина. Константин этот попросил дать ему княжение в Муроме, дабы просветить светом истинной веры живших там язычников. Они же убили посланного к ним княжеского сына. Прямо как в притче... Еще в монастыре во время войны 1812 года укрывались чудотворные Владимирская и Иверская иконы, а в советское время это был единственный действующий храм города, чем и объясняется, наверное, дошедшая до сего дня стилевая эклектика.
Муромские нищие и заезжие благодетели
Около монастыря повстречали того самого нищего, который просил еды… Как-то отвыкаешь от этого в Москве. Тут тебе еще и регламентируют: «Дай десятку!», а как отъедешь чуток — за подаренную десятку сочтут благодетелем. Дедушке же достался пакет печенья и три яблока…
Идеальный город
Что видели еще? Церковь Николы Мокрого, где мощи праведной Иулиании, где мы слушали уже третью Херувимскую, где все было пронизано солнечными лучами...
Настоящая Россия | ||
Но, при всей благодати и благодатности Мурома, силы потихонечку иссякали. Уже к полудню захотелось на вокзал. Шли мы пешком, через весь город, так что смогли оценить и светскую архитектуру, и дороги, и деликатность водителей. Это же здорово, что огромный грузовик аккуратненько проехал по грязнущей дороге, специально, чтобы сохранить наши куртки от грязи, а нас — от уныния и осуждения. Это здорово, потому что так и должно быть, но бывает редко… Еще чудеса: на газоне мирно покоился сугроб. «Идеальный город», — выдохнула стосковавшаяся по снегу Даша.
Оттуда
За 230 рублей мы обрели подтвержденное билетом право ехать в столицу на автобусе. Хотя под конец казалось, что водитель готов возить нас вечно, через шесть часов ноги ступили-таки на московский асфальт…
Здесь
Эту поездку, может быть, одну из немногих в своей жизни я действительно могу назвать паломничеством, а не «православно-ориентированным туризмом». Может, потому, что в Муроме и нет выдающихся достопримечательностей светского характера? А может, и впрямь полезно начинать день с Литургии…