По стопам святой Нины

Вот уже 15 лет по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II совершается крестный ход «Дорога святой Нины». Он начинается 1 июня – в день, когда в IV веке святая Нина вошла в Грузию, и заканчивается 13 июля, в день праздника собора святых апостолов...

Вот уже 15 лет по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II совершается крестный ход «Дорога святой Нины». Он начинается 1 июня – в день, когда в IV веке святая Нина вошла в Грузию, и заканчивается 13 июля, в день праздника собора святых апостолов.

Как и святая Нина, участники крестного хода, из гор Джавахетии на границе с Арменией направляются в Мцхета поклониться Хитону Спасителя. Участники крестного хода проповедуют в селах и городах, совершают литургии, крещения, и главное, молятся — в первый день Патриарх или владыка благословляет каждому участнику крестного хода четки. Святая Нина молилась, и, как сказано в Житии, «незаметно сеяла семя веры в сердцах язычников». Вот почему каждый день на «Дороге» звучал призыв: «лоцва да сичуме!» (рус. «молитва и молчание»). Дорога начиналась молитвой, молитвой заканчивалась. Последние два года основные участники крестного хода – дети. Как святая Нина, а ей ведь было всего двенадцать лет, из Иерусалима шла пешком, в холод, жару, по бездорожью, среди диких зверей, уповая на одного Бога, так и они переходят вброд горные реки, поднимаются на горы, идут в град и зной.

4 июля

Вечером в золотых лучах закатного солнца мы достигли Атенского Сиона, где вступили на «Дорогу святой Нины». В храме шел молебен, который пели дети. Устроители крестного хода сразу же записали наши имена для каждодневного поминовения на молебнах. На литургии батюшка читал их на Великом Входе вместе с именами других участников.

5 июля

На следующее утро в полшестого мы расстались с нашей доброй хозяйкой Миоли. Все собрались в церкви и пели акафист святой Нины. После акафиста хором прочли «Отче наш», молитву архангелу Рафаилу, пропели тропарь святой Нины и двинулись в путь. Наташе, а потом Коле, доверили нести крест из виноградной лозы — такой же, как был у святой Нины, два тысячелетия назад. С 1995 года этот крест несут по очереди во главе крестного хода его участники.

В Бершуети местные жители готовились к таинству крещения. Мы словно попали в апостольские времена: в неглубокой речке была устроена запруда, в воде стоял отец Иаков, весь мокрый от брызг. Ему передавали детей, которых он трижды погружал в речные струи. Взрослые подходили сами. После крещения батюшка трижды окунул в реку всех нас «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

6 июля

На следующий день нас ждал трудный переход: через высокую гору из Бершуети в Уплисцихе. Дорога шла мимо полей. Под абрикосовыми деревьями мирно паслись стада коров и овец. Пели жаворонки, а воздух благоухал чабрецом и цветами. Солнце стояло уже не так высоко, но все же еще было очень жарко. На самом верху под сенью сосен у земляничной поляны мы отдохнули. На другой стороне горы открылись перед нами альпийские луга во всем своем великолепии. Солнце садилось, когда вдали над излучиной Мтквари, показался древний город Уплисцихе. После легкого ужина, около 23 часов, в средневековой базилике, возвышающейся над Уплисцихе, началось всенощное бдение под праздник Рождества Иоанна Крестителя — при свечах, как у первых христиан. Иногда мы выходили на улицу, любовались горами, освещенными белым лунным светом. Около пяти часов после причащения и окончания службы все разбрелись спать — кто в храме, кто — в пещерах

7 июля

…Вечером мы снова в семье. Это возможность почувствовать всю широту и теплоту грузинской души. Сколько раз мы поздно вечером приходили в дома к людям, и от их ласковой встречи усталость дня как рукой снимало. Сколько раз приходилось слышать такие слова: «У меня сегодня большая радость, большой праздник, потому вы сегодня мои гости, потому что вы пришли в мой дом. Каждый гость — от Бога». На каждом шагу мы чувствовали заботу и внимание к себе. Все хозяева говорили, что им особенно приятно принимать участников крестного хода, потому что с ними в дома заходит святая Нина. Это правда. И нам казалось, что всю дорогу святая Нина была рядом с нами и своими молитвами помогала в трудные минуты: когда становилось жарко, солнце закрывали облака, когда хотелось пить, встречался на пути источник, когда не было сил идти, они появлялись…

9 июля

Вышли на рассвете. Дорога предстояла долгая и трудная — подъем на гору Тхоти, где произошло чудо уверения царя Мириана. По цветущим лугам мы поднимались в гору. Слава Богу, небо покрыли облака, поэтому было не жарко. Взобравшись на гребень, мы пошли по направлению к кресту. За ним показался древний храм, в котором была отслужена литургия, и все причащались.

Вечером вошли в Мухрани, родовое поместье князей Багратиони-Мухранели. Жители этого села встретили нас необыкновенно тепло. Все от мала до велика вышли из своих домов на улицы и многие двинулись за нами к храму. Вечером в доме у Лии мы попробовали необычайно вкусные постные «хачапури» со свекольной ботвой. У нас в доме оставалась на ночь икона святой Нино, и уже в поздний час приходили соседи, которые не успели приложиться к ней в храме.

10 июля

Провожали нас, как и встречали, всем селом, пели песни на прощание. Наверное, нигде не поют так, как в Грузии. Очень много красивых голосов, поют многоголосно.

На пути в Сагурамо, около двадцати километров, останавливались в Цилкани и служили молебен у мощей Исе Цилканского, подвижника и ученика преподобного Иоанна Задазнийского. Они хранятся в алтарной части, в приделе, под спудом. Это особенность Грузии — мощи не открывают, но оставляют под судом, что, по всей вероятности, связано с частыми нашествиями и угрозой осквернения святынь.

Когда мы шли по шоссе, почти все водители проезжавших мимо машин крестились, многие приветственно гудели. Под вечер дошли до церкви. Старенький батюшка встретил нас и помазал елеем. В храме началась утреня, а мы, чуть-чуть отдохнув, двинулись в путь — перед нами водохранилище, снабжающее водой Тбилиси. Переправились по трубе над быстрым потоком и удивлялись смелости детей: некоторые из них совсем маленькие…Вот показалось Сагурамо — дачный поселок, где мы остановимся на ночлег.

11 июля

Утром причащались на литургии в храме праведного Ильи Чавчавадзе — литератора, юриста, экономиста, борца за независимость Грузии, убитого в 1907 году и несколько лет назад причисленного Грузинской Церковью к лику святых. Здесь, в Сагурамо, князь Илья Чавчавадзе жил и трудился в поместье своей жены. Здесь он своими руками построил каменный стол и выложил родник.

В Сагурамо, как и в Метехи, и в Мухрани, наши заботливые хозяева напомнили нам о России. Они сварили нам русский борщ и приготовили, впервые в Грузии, русский чай. Всюду мы ощущали большую любовь к России и русским святым. Почти в каждом грузинском храме и в каждом православном доме есть иконочки батюшки Серафима.

Ближе к вечеру совершили восхождение на Зедазени. Шли по буковой роще, ступая по опавшей листве. Почти вся земля поросла плющом. Пройдя пол-пути, свернули в сторону, к руинам старого храма — первого, в котором подвизался преподобный Иоанн.

12 июля

Сегодня Петропавлоба (день памяти апостолов Петра и Павла – Ред.) и окончание Поста. Все причастились в храме святого Илии Чавчавадзе, а после нас ждал роскошный обед в одном из хлебосольных домов Сагурамо, с песнопениями и щедрым угощением. Из Сагурамо наша группа, в сопровождении многих жителей Сагурамо двинулась в Мцхета. Это совсем близко. Последний час все по очереди несли крест. И поскольку нас было очень много, то каждому удавалось нести его по три минуты, не больше. В Светицховели, переполненном народом, мы после горных просторов чувствовали себя несколько непривычно и радостно — Святейший Патриарх помазал нас елеем и произнес очень теплые слова, владыка Николай вручил всем грамоты и подарки.

13 июля

После литургии в Мтквари крестили около ста двадцати человек. И крестный ход закончился, но до сих пор, даже в Москве, нам не верится в это. Просто мы ушли, а святая Нина продолжает свой путь по горам и ущельям Грузии, и, наверное, ждет нашего возвращения в следующем году.

Читайте также:
Очень субъективные заметки про Соловки
Межрелигиозный диалог как фактор исламской политики
Миссионерский weekend-2: жизнь по благословению

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале