В «политехе» обсуждали христианский досуг...

«Помилуйте, никак Церковь не относится к Есенину, ну нет такого постановления Вселенских соборов о том, как к Есенину относиться», — удивлялся лектор. Вопросы про досуг, видимо, его уже не радовали, но отвечал он на них достойно: «Как Церковь относится к цирку? Так же, как и к Есенину»…

Лекции в Политехническом музее идут полным ходом – недавно состоялась уже четвертая встреча цикла «Христианский брак в современном мире». Лекцию вновь читал о. Максим Козлов и, как я и предполагала, большую часть времени он посвятил ответам на вопросы и записки, которыми его засыпали еще три недели назад. На собственно-лекционную часть я опоздала из-за занятий в университете, а когда вошла в лекторий, оказалось, что свободных мест нет совершенно – ни в первых рядах, ни в последних.

Такое ощущение, что слушателей по сравнению с первым разом прибавилось, а энтузиазм их возрос. Тема лекции была достаточно широкой: «Язык общения. Как провести досуг по-христиански», соответственно, было что обсудить. По меньшей мере половина записок была посвящена вопросам о том, как Церковь оценивает те или иные явления культуры, и — более конкретно – отдельные книги, фильмы, авторов. «Помилуйте, никак Церковь не относится к Есенину, ну нет такого постановления Вселенских соборов о том, как к Есенину относиться», — удивлялся о. Максим. Оказалось, что православная молодежь не решается творчески подходить к организации собственного досуга, к выбору книг для чтения, фильмов для просмотра. Многие хотели бы получить список «благонадежных» произведений, знакомство с которыми было бы негреховным, и, желательно, полезным. О. Максим несколько раз повторил, что не намерен диктовать списки и призвал аудиторию самостоятельно осмысленно и творчески подойти к собственному досугу, ибо у каждого для этого есть и свобода, и критерии, которыми можно руководствоваться — Заповеди и христианская совесть.

Дискуссионные группы в тот день мне понравились гораздо больше, чем в первый раз. Они уже были похожи на группы и кое-где действительно была дискуссия. «Неприкаянных», бродящих в растерянности между кружками почти не было. Правда, часть народа, отчаявшаяся вписаться в такой формат общения или решившая, что ей это не нужно, осталась в зале. Тем не менее, у многих беседы вызвали энтузиазм. Особенно тема «Что «можно» до брака», перекочевавшая с прошлой встречи. Эта группа была самой шумной и популярной. Появилась и еще одна популярная, хотя и незапланированная группа «О. Максим» — батюшка вышел в холл посмотреть на наше общение, но не успел сделать и пяти шагов, как вокруг него собралась толпа, не отпускавшая его до конца перерыва.

Не могу не отдать должное семинаристам – они вели себя достойно своего звания будущих пастырей, поражая собравшихся не только эрудицией в богословии, но и рассудительностью, а меня как филолога радовали, кроме всего, еще и складной речью.

После бесед — снова ответы на вопросы. Обо всем: от фильмов и книг до дружбы, любви и, конечно, семьи и брака. На некоторые батюшка, кстати, отвечать не стал, объяснив, что есть вещи, которые некорректно обсуждать прилюдно. А вот вопросы про досуг, видимо, его уже не радовали, но отвечал он на них достойно: «Как Церковь относится к цирку? Так же, как и к Есенину»…

Что вынесла я из того вечера: мне еще раз напомнили о том, что мы не вправе пренебрегать дарами свободы и разума, данными нам Творцом, что к жизни надо подходить ответственно, с трезвением и рассуждением, а о христианском браке… — что это труд и подвиг («А еще и большая радость и утешение, которое только в браке возможно», — заметил о. Максим), и не только в современном мире, но и во все века. Впрочем, есть же люди, и не мало, прошедшие этим путем в Царствие Небесное…

А еще было просто весело и интересно!


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале