Пасхальная радость единства

О встрече высших иерархов Русского Православия, Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Зарубежом как о начале процесса воссоединения Русской Церкви.

Церковь Русская
Красуйся и ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся…

В настоящие дни в Русской православной Церкви совершается событие, знаменательное для каждого верного православного, — встреча высших иерархов Русского Православия, Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), «русского рассеяния». Последние дни перед отданием Пасхи, когда в Церкви еще раз расцветает радость пасхального торжества, явились началом процесса воссоединения трагически расколотых частей русской Церкви, принося с собой также и торжество церковного строительства.

Важной составляющей духовной жизни каждого православного христианина является сопереживание процессов, происходящих с Православной Церковью. Это и есть суть православной соборности – ощущение собственного единства, целостности с церковным организмом, сопереживание общих радостей и скорбей. В настоящие дни в Русской Православной Церкви совершается событие, должное стать знаменательным, осветить жизнь каждого верного православного, — встреча высших иерархов Русского Православия, Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), «русского рассеяния». Последние дни перед Отданием Пасхи, когда в Церкви еще раз расцветает радость пасхального торжества, явились началом процесса воссоединения трагически расколотых частей Русской Церкви, принося с собой также и торжество церковного строительства.

В происходящем событии переплетены его грандиозная духовная и историческая значимость как для Православной Церкви, так и для истории России. Предстоящее воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью в России будет являться долгожданным преодолением болезненного, в трагических обстоятельствах возникшего церковного раскола. Это еще одно уврачевание раны разрозненности русского Православия. В то же время раскол Русской Церкви является для нее, как и страдания ее Новомучеников, ее жертвой, искуплением за грехи ее народа, оскудение веры, позволившие распространиться безбожию революции.

Сегодня же наступает период общего созидательного исправления исторических ошибок. Об этом может свидетельствовать символизм первых же событий сегодняшнего диалога между церквями. Первые два дня пребывания делегации РПЦЗ были фактически посвящены воспоминанию истории Русской церкви, осмыслению и причин, и последствий ее раскола. 15 мая, на следующий день после приезда зарубежных иерархов, исполнилось 60 лет со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского). Святейший Патриарх Алексий II после панихиды у гробницы Патриарха Сергия в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе в Первосвятительском слове отдал дань уважения и благодарной памяти Святейшему Патриарху за то, что он «в тяжелейших и труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы XX века вел корабль церковный и сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря». В тот же день общие молитвы иерархов Московского Патриархата и РПЦЗ на Бутовском полигоне означали как бы благословение Новомучеников на совершение церковного объединения. Совместно заложенный камень в основание храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово одновременно лег в основание процесса по разрешению проблем, диалога во имя общего делания.

Воссоединение с Зарубежной Церковью означает для Русской Православной Церкви также возврат к традиции, истокам церковной жизни в дореволюционной России, наполнение сегодняшнего курса жизни Русской Церкви традицией, сохраненной в русском церковном Зарубежье. За время рассеяния обеими Церквами был накоплен бесценный опыт своеобразного существования в предлагаемых эпохой и обстоятельствами непростых внешних условиях. Поэтому одним из важнейших последствий церковного единения должно стать взаимообогащение, объединение также и новых способов миссии, катехизации, отношений с миром.

Безусловно, вопросы, явившиеся в свое время причиной разногласий между Московской Патриархией и РПЦЗ, крайне непростые, они исключают быстроту и однозначность разрешения. Для их детальнейшего изучения предполагается созвать совместную комиссию с участием представителей Московского Патриархата и РПЦЗ (отдельные комиссии обеих церквей уже были учреждены в декабре 2003 г.), которая должна будет выработать совместную оценку принципиальных в данной ситуации вопросов в преддверии общего Архиерейского Собора. Однако самое важное, о чем уже сегодня можно радоваться и что дает основания для надежд на благоприятный исход их работы – это развернутость обеих сторон друг к другу, готовность и потребность в конструктивном диалоге, в обоюдном преодолении разногласий, устранении противоречий, нахождении общих мирных решений.

Главными пунктами расхождения между двумя церквями изначально были обвинения к Московской Патриархии со стороны РПЦЗ в сотрудничестве с атеистической безбожной властью – «сергианстве» – и экуменизме, участии в молитвенном и административном общении с церквями других христианских конфессий. В настоящий момент представители и Московского Патриархата, и РПЦЗ избегают давать прямые комментарии, однако их заявления последнего времени обнаруживают значительное взаимное расположение в отношении друг друга в данных вопросах. В частности, по мнению Святейшего Патриарха Алексия, «сегодня нет препятствий, которые могут разделить русских людей, живущих в Отечестве нашем и за его пределами. С падением коммунистического режима, с установлением религиозной свободы на нашей Родине есть все предпосылки для того, чтобы начать путь к единению». Митр. Лавр, в свою очередь, апреле в интервью «Российской газете» отметил, что сейчас государство в России «не выступает против религии, во главе Российского государства стоят люди верующие и искренние».

Подобная же готовность к согласию наблюдается и в последних комментариях церковных представителей к вопросу об экуменизме: Зарубежная церковь (секретарь Германской епархии РПЦЗ прот. Николай Артемов) сегодня готова согласиться с оценкой экуменизма Московским Патриархатом, подчеркивая при этом «маргинализм» отдельных «лютых» экуменистов.

Также особо стоит отметить точку зрения и участие государственной власти в России в предстоящем процессе воссоединения. Расположенность и, более того, непосредственная заинтересованность государства в предстоящем воссоединении – достаточно вспомнить о том, что приглашение митр. Лавру от Патриарха Алексия было передано лично В. Путиным во время встречи в Нью-Йорке — разумеется, способствует благоприятному исходу процесса. В стратегическом отношении церковное объединение означает для России, помимо прочего, укрепление внешнеполитических, культурных позиций на Западе, упрочение собственного статуса в восприятии мировой общественности. Во внутригосударственной политике консенсус между светской властью и церковью в таком принципиальном вопросе служит развитию взаимного доверия, сотрудничеству в деле национального возрождения, куда и государство, и церковь делают свой индивидуальный вклад.

В то же время у предстоящего объединения находятся противники. Несомненен факт обязательного противодействия всякому благому делу; благое же дело общецерковного масштаба, когда меняется привычная и выгодная для многих система отношений между церквями, встречает особенно сильное противодействие. Как известно, в РПЦЗ в результате принятия высшей иерархией курса на сближение с Московской Патриархией, после избрания архиепископа Лавра (Шкурлы) на должность митрополита Американского и Нью-Йоркского, произошел раскол. Часть духовенства во главе с бывшим главой РПЦЗ, митрополитом Виталием, не пожелавшим уйти на покой, откололась в группу, ставшую на категорические позиции в отношении объединения. Данная группа отказывается признавать произошедшие в России перемены, называя власть безбожной и церковь – сергианской. Ее позиция является примером церковно-политического консерватизма именно в той степени крайности, которая оказывается пагубной для жизни Церкви.

В России против воссоединения церквей выступает так называемая «суздальская» церковь — Российская Православная Автономная Церковь во главе с «митрополитом» Валентином Русанцевым., находившаяся в начале 90-х под омофором РПЦЗ, однако в настоящее время существующая самостийно. Сегодня интересы данной околоцерковной группы активно транслирует в своей информационно политике портал «Credo. Ru», чья «творческая мастерская», по некоторым сведениям, оснащается идеями главного российского политтехнолога Г. Павловского. Провокационные материалы портала «Кредо», направленные против предстоящего воссоединения и иерархов РПЦЗ, хотя и заслужили уже статус маргинальных в оценке высших церковных лиц как Русской, так и Зарубежной православной церквей, тем не менее продолжают появляться с достаточной регулярностью.

Смутное недоброжелательно-скептическое отношение к процессу объединения наблюдается и со стороны светской либеральной прессы, чьи комментарии к происходящим событиям полны сугубо материально-коммерческих интерпретаций – стремления рассматривать процесс и интересы церковных властей с точки зрения коммерческой выгоды вследствие приобретения имущества и проч.

Очевидно, что предстоящий путь в сторону церковного единства предполагает еще немалые трудности. Поэтому так необходимо сегодня для всех, кто готов назвать себя преданным Церкви, отозваться сердцем, молитвенной поддержкой на происходящий в ней нелегкий процесс воссоединения, с множеством застаревших и предлагаемых сегодняшним днем препятствий. Так важно победить в себе равнодушие, не позволить внутренне самоустраниться от общего и несомненно важного для всех события – и неравнодушие, сопереживание церковной жизни будет личным вкладом каждого православного христианина в дело уврачевания ран и возрождения единой Русской Церкви.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале