Справляют ли католики Рождество?

25 декабря католики всего мира празднуют Рождество Христово. Православная Церковь отмечает этот праздник 7 января, и это связано с тем, что она следует более древнему — юлианскому календарю, установленному еще Юлием Цезарем, а католические страны с XVII века перешли на созданный папой Григорием Восьмым григорианский календарь. Получается, католики и православные расходятся лишь в календарях, а собственно по поводу даты рождения Спасителя споров между конфессиями не возникает.

Католическое Рождество. Джотто

25 декабря католики всего мира празднуют Рождество Христово. Православная Церковь отмечает этот праздник 7 января, и это связано с тем, что она следует более древнему — юлианскому календарю, установленному еще Юлием Цезарем, а католические страны с XVII века перешли на созданный папой Григорием Восьмым григорианский календарь. Гражданское летоисчисление в России с 1918 года ведется по григорианской системе, однако православные сохранили приверженность старой традиции. Получается, католики и православные расходятся лишь в календарях, а собственно по поводу даты рождения Спасителя споров между конфессиями не возникает.

Однако сама степень значимости праздника для католиков и православных разная: если для нас все-таки главным является воскресение Господа, Пасха, то в католическом мире центральным всегда считалось именно Рождество.

К сожалению, в последнее время можно наблюдать такую тенденцию в католических странах: праздник Рождества постепенно секуляризируется и все больше становится лишь поводом для шумного семейного торжества. Понятие Рождественского поста в католичестве отсутствует, а есть так называемый Адвент — период ожидания праздника. Конечно, те из католиков, для кого Рождество не утратило сакрального смысла, в течение месяца стараются больше времени посвящать духовному чтению, посещению богослужений, молитве, просто общению с семьей, некоторые накладывают на себя ограничения в пище (впрочем, европейцы, как правило, не едят только мясо).

Однако известно, что предрождественский месяц для большинства населения Европы и Америки стал периодом грандиозных распродаж. Поскольку по традиции нельзя оставить без подарка ни одного родственника, ни одного знакомого — за неделю перед Рождеством тратится больше денег, чем за весь остальной год.

Главным «действующим лицом» Рождества становится зачастую не рождающийся Спаситель, а Санта Клаус. Любопытно, что истоком культа Санта Клауса, по некоторым версиям, является почитание великого христианского святого Николая Чудотворца, святителя Мирликийского. В Сочельник дети подвешивают на камин красиво оформленные носочки в надежде, что добрый Санта положит в них подарок. И вообще все рождественские чудеса принято связывать с деятельностью смешного толстяка в очках и красном колпаке, который, однако, мало походит на святого, и последовательные католики и католическое священство не поддерживают почти языческого почитания Санта Клауса.

Однако ведь и в России даже для многих называющих себя православными рождение Спасителя заслоняется бурными новогодними празднествами, и дети ждут подарков от Деда Мороза, русского Санта Клауса.

Между тем католическая традиция хранит интересные, красивые обычаи празднования Рождества Христова, некоторые из которых есть и у православных; к примеру — украшение рождественской ели. Есть и католические обряды, которые, скорее всего, перешли от язычества, например пережиток культа солнца, — сжигание «рождественского полена»: его торжественно с молитвой вносят в дом, рисуют на нем крест, а затем сжигают в камине, иногда положив сверху кусочки еды. Традиционные венки из омелы, которые в Британии в Рождество можно увидеть на двери каждого дома, вероятно, тоже связаны с древним кельтским культом почитания этого растения.

Как и в России, в ночь перед Рождеством в католических странах дети и молодежь ходят по улицам и поют песни-колядки, славя Христа, и получают за это подарки. Впрочем, многие католические священники также осуждают колядки как преображенный языческий обряд, и с колядками теперь обычно ходят только к родным и близким друзьям.

Есть обычай накануне Рождества на центральных улицах городов и на площадях сооружать открытые ясли в натуральную величину.

Рождественские ясли на Апеннинах, www.religio.ru

Пол устилают соломой, ставят кормушки для животных и прочую утварь, воссоздавая обстановку вертепа, и в него помещают фигурки Христа, Богородицы и Иосифа. Иногда изображают ангелов и волхвов, а также святого Франциска, которому и принадлежит идея создания подобных вертепов. Часто можно увидеть в стойлах настоящих животных, ослов или овец. Такие ясли напоминают людям об истинном смысле праздника и помогают им хоть как-то стать ближе к евангельским событиям. Также маленькие вертепы или просто фигурки Спасителя могут украшать комнату или ставиться на праздничный стол.

В Сочельник большинство католиков все-таки стараются ограничить себя в еде. Некоторые едят блюдо, похожее на наше традиционное сочиво, — пшеничные или ячменные зерна, сваренные с медом, а кто-то старается не есть до первой звезды. После вечерней мессы семья собирается за праздничным, но постным столом, состоящим не менее чем из 12 перемен блюд, из которых наиболее часто встречаются свекольный борщ, разнообразно приготовленная рыба, пироги с капустой и грибами. Кроме того, принято есть освященные хлебцы — «облатки», которые используются также в католическом обряде Причастия.

В то время как в православной традиции существует одно ночное Рождественское богослужение, в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия, в Католической Церкви есть три рождественских службы, разделенные во времени, совершаемые ночью, на заре и днем. Это имеет символический смысл: происходит рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека. В сам день Рождества люди снова собираются за трапезой, главным блюдом которой становится гусь с яблоками и капустой.

По материалам www.religio.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале