Молодежный глянец
Несмотря на повсеместную критику, несмотря на протесты прокуратуры, несмотря на то, что покупать и читать их многие стараются тайно – молодежные журналы расходятся миллионными тиражами. В общем, и мы, видимо, должны сейчас начать раскритиковывать эти журналы в пух и прах, приговаривая «О времена, о нравы!». А нас будут обвинять в косности, неполиткорректности, отсталости, и непонимании высоких чувств.
Несмотря на повсеместную критику, несмотря на протесты прокуратуры, несмотря на то, что покупать и читать их многие стараются тайно – молодежные журналы расходятся миллионными тиражами. В общем, и мы, видимо, должны сейчас начать раскритиковывать эти журналы в пух и прах, приговаривая «О времена, о нравы!». А нас будут обвинять в косности, неполиткорректности, отсталости, и непонимании высоких чувств.
Собственно, чего мы ждем от молодежного журнала? Ведь и правда, не разборов же теории относительности, не анализа когнитивных моделей межкультурной коммуникации и не штампа «Памятники литературы» на обложке. Это же массовая, шаблонная культура (неудобно здесь писать слово «культура», но что делать), guide-book для подростков. И вся его задача – рассказать о том, как быть самой красивой (вернее, стильно-эффектно-гламурной) или самым крутым, о том, как понравиться сразу всем мальчикам «штоб штабелями лежали» или девчонкам, ну и немного об учебе и карьере.
У всех журналов обязательно есть такой маленький, но убойный трюк: какое-нибудь ключевое слово. Например, «гламур». Это слово для русскоговорящего не несет никакого очевидного или объясненного в словарях смысла. Тогда его можно использовать абсолютно для чего угодно. Как объяснишь «гламур»? Красивый, яркий, блестящий, стильный, эффектный? Кажется, что все не то… А что такое «круто»? А «стильно» – это просто красиво или модно? Оказывается, что гламурно – это то, что нужно в данный момент автору журнала от аудитории. Я вот никогда не поверю в то, что носить, скажем, клоунские шаровары в клеточку или полосатые гетры с коричневыми шортами (ну, допустим) – это красиво. Но если в последнем номере журнала будет сказано, что это – самый гламурный вид одежды, то, даже если я так и не оденусь, то, встретив на улице девушку одетую подобным образом, подумаю про себя – вот, говорят, гламурно (А раньше бы подумала – какое уродство – неужели она себя со стороны не видит?!).
Не без такого приема создается и передача «Снимите это немедленно» – когда ведущие ругают очередную достаточно милую девушку за внешний вид, а та безропотно повторяет: «Я была такой уродиной, а они сделали из меня, вроде, что-то лучше», возникает такой вопрос: что бы сказали Саша и Таша любой телеведущей новостей? Что это у Вас волосы в крысиный хвостик зализаны, а костюм вы на какой помойке нашли – Вам же вообще противопоказана клетка»…
Но мода – модой, и не то носили.
Используя гламурно-крутой лексикон, авторы журнальных статей выходят за рамки модных указаний. Как думаете, многие из читателей журнала завидуют участи наркомана, проститутки или ВИЧ-инфицированного? Или, может, сменить ориентацию? А если мы скажем, что это круто и гламурно?
«Маша не считает должным скрывать, что она проститутка, наоборот, она гордится этим. Многие девчонки мечтают о богатой жизни. Им кажется, что самый простой путь к этому – обеспеченный мужчина. Я красивая девчонка, по которой пацаны сходят с ума» («Cool Girl»).
Проституция преподносится в контексте слов с самыми положительными ассоциациями: «богатая жизнь», «обеспеченный», «гордится», «красивая». Блекнут все те смыслы, которые мы обычно вкладываем в это слово. И статья эта про девочку Машу написана, увы, без иронии. Многие ли читательницы захотят вслед за ней стать красивыми и обеспеченными?
Вот такой способ «свести с ума пацанов». Ну и дальше совет пацанам: «Можешь подкопить бабла и пойти в известное место тусовки «ночных бабочек». О таких местах знает весь город. Если есть бабло, тебя никто не пошлет и не откажет» (журнал «Круто»). Такое построение фразы снимает внутренний психологический запрет: «ты можешь», «все так делают». Более того, получается, что «можно» и «нельзя» по отношению к проституции существуют только в одном – финансовом – плане. Если есть деньги, то можно.
Это один из любимых приемов молодежных СМИ – кругом вставлять слова «любой», «всякий», «каждый», «все», «так», «большинство»: все так делают. Чтобы принадлежать к группе «все», ты тоже должен так делать. И тогда ты сможешь удостоиться самых заветных слов и высочайших эпитетов: «крутой» или «гламурной».
А дальше уже идут советы и рецепты: «Как перестать стесняться и начать раздеваться» («Seventeen», ноябрь 2003); «5 способов лишиться невинности» («Круто»)… если резюмировать все советы по тому, как понравиться молодому человеку, то получится что-то вроде – поменьше одежды, побольше вызова и поскорее с ним переспать. А вот недавно мне в руки попал американский Seventeen, там был напечатан рассказ парня о том, какая девушка ему запомнилась больше всего. Я ожидала прочесть что-то в духе того, что у нас печатают. Но… самое неизгладимое впечатление на него произвела девушка, которая…. позвала его с собой сходить в храм. Но в наших журналах о таком не пишут.
Судя по журналам, одна из самых актуальным проблем для читателей молодежных СМИ – определить свой пол. «Мне ужасно нравятся и девочки, и мальчики одновременно». – «Тебе повезло, – советует журнал «Круто», – ты настоящее, живое! Тебе стоит почаще прислушиваться к себе, экспериментальным путем ты поймешь, что тебе нужно!» («Круто», № 24, 2003).
«Что же до знаменитого поцелуя Бритни и Мадонны на церемонии вручения премии MTV Music Awards, то Спирс продолжает говорить об этом свершении как чуть ли не о самом крутом событии в ее жизни. «Это было что-то нереальное, что я запомню до конца своей жизни» («Oops», ноябрь 2003).
Такие призывы сложно не расценить как прямую пропаганду гомосексуализма, который преподносится как нечто нереальное, памятное и значимое.
«Если хочешь фирменный совет от группы Тату: забей на своего друга и заведи подружку! С ней куда интереснее!» (совет дан женской аудитории – А. Л.). Чем не открытый призыв к действию?! А еще лучше использовать риторический вопрос: «А с кем еще учиться целоваться, как не с лучшей подружкой?» («Seventeen»).
Если читателей не пробирают такие сильные аргументы и они по-прежнему не верят в то, что круче гомосексуализма нет ничего, то можно объявить читателям, что они все равно bisexual, но сами пока этого не поняли. Так, в журнале Cosmopolitan (декабрь 2005) читательницам предлагается тест: «Насколько ты бисексуальна?», из шести результатов теста только один «абсолютно гетеросексуальна», а остальные варьируются от «в основном гетеросексуальна» до «абсолютно гомосексуальна»; к каждому результату добавлена фотография молодой девушки и приведено абсолютное согласие с результатами теста. Например: «Все так и есть на самом деле, сейчас я живу с замечательной девушкой»… Повод задуматься?
Еще одна совершенно серьезная статья – о воровстве и клептомании: «Милые и обеспеченные барышни отдирают ноготками ценники от маек, прячут эти безделушки в сумки и испытывают небывалый восторг, фланируя с невинным видом мимо охранников» («Seventeen»). «В английских клубах хорошим тоном считается украсть бокал из-под пива, и многие студенты так поступают. Клептомания – это полубессознательное действие, которого вменяемому человеку не понять» («Seventeen»). И снова обратим внимание на слова «все», «хорошим тоном считается».
Для тех, кто не испытывал интереса к наркотикам обратим внимание на гламурность этого занятия: журнал «Cool» расскажет, что существует наркотик GHB – «Жидкий экстази», он «пользуется огромной популярностью среди подростков» и «обладает успокаивающим действием». А еще есть, например, кокаин: «Ты можешь позволить ЭТО – таинственный порошочек, ощутить чувство легкости, взлететь, познать красивые жесты, страсть, волны тепла. Не бойся зависимости, ты сможешь все начать заново» («Men’s Health», № 3, 1998. С. 84—88).
Так чего же мы ждем от молодежных журналов? Пуританских сводов придворного этикета или статей о квантовой механике? Или, может быть, просто понимания того, что ранний секс, игла и панель – это вовсе не то, чего мы ждем от жизни? Что в нашей жизни есть что-то намного более важное? Есть ли? Ответ за нами.
Материал подготовлен для молодженого журнала "Новый ковчег"