Концерт по случаю 45-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия
В воскресенье, 3 сентября, по послушанию отправился в Зал церковных соборов, где в три часа пополудни должен был состояться концерт по случаю 45–летия архиерейской хиротонии Предстоятеля нашей Церкви. Отправился туда действительно лишь по послушанию, поскольку прекрасно знаю, что представляют собой церковные мероприятия – сам принимал участие в организации и, тем более, многажды был зрителем. Несколько номеров духовных песнопений, «Вечерний звон», Танец маленьких лебедей, «Любэ» и речи, речи, речи…. Все перед немолодым уже и возможно уставшим от подобного Патриархом. Всякий раз ловишь себя на мысли о том, насколько все у нас бывает однообразно и пошловато.
Не знаю, кто организовывал и режиссировал именно этот праздник – надо сразу отдать этим славным людям должное – у них все получилось (наконец-то!).
Первое, что следует отметить и в хронологии повествования и по сути – приезд Президента России. Да, Президент почтил своим присутствием этот концерт. Совсем, при этом, не «форматно». Обыкновенно по протоколу Президент появляется совсем не внезапно, его приходу предшествуют встречные фанфары, ну, или, в крайнем случае, торжественно-дрожащий голос диктора «Президент Российской Федерации ….». Однако в Зал церковных соборов Президент пришел отнюдь не из центрального входа, откуда, по логике он должен был выйти вместе с Патриархом. Я сидел на боковых креслах (то есть не в партере, а поэтому мог наблюдать за происходящим со стороны) и вдруг мимо меня без всяких фанфар тихо спустился вниз в партер Президент России. То есть сбоку. С галерки сквозь ряды вниз – как гость. Или как один из гостей. Так обычно на праздник приходят люди, которые прекрасно понимают, что про них знают и на них смотрят, но также понимают, что кроме них на этой планете есть и другие не менее достойные люди, тоже иногда отмечающие свои юбилеи. К слову сказать, одного архиерейского служения Патриарха лишь на пять с небольшим лет меньше, чем всего годов в жизни В. В. Путина. Это просто к слову.
После Президента, который таким образом зашел в зал предпоследним, в зале появился сам юбиляр – пятнадцатый Патриарх Московский всея Руси Алексий Второй. Хор спел встречное многолетие, к Патриарху обратился Президент, потом митрополит Ювеналий.
Опять же, поскольку я часто бывал на подобных мероприятиях, могу с уверенностью сказать, что атмосфера в зале была отлична от той, которая обычно в таких залах бывает. Было как-то искренне торжественно – мне показалось, что присутствие Президента на юбилее Патриарха хоть что-то да значит. Чувство гордости за родную Церковь и за родное Отечество ощущалось в зале почти вполне явственно.
После речей Президента и митрополита Ювеналия слово взял сам виновник. Ответ Патриарха можно было бы просчитать с точностью до отдельных слов, но все оказалось иначе, чем обычно. Патриарх не сказал спасибо или еще что официальное – вместо этого он напомнил собравшимся о том, что в эти дни все наше Отечество вспоминает трагедию Беслана, рану, которая еще долго не заживет в наших сердцах. После чего хор спел Вечную память детям и взрослым, погибшим в том жутком спортивном зале. Вот с такой вот ноты начался концерт по случаю юбилея Патриарха. На самом деле, никто бы и не подумал ничего плохого (да и не вспомнил бы), если бы Патриарх сказал нечто программное и дальше все пошло бы своим чередом. Но в этот раз все пошло не своим, а единственно правильным чередом – быть может, немного пафосно, но мне вспомнились в этот момент слова Ахматовой «Я была тогда с моим народом, там где мой народ, к несчастью, был.»
Началась концертная часть. Форма концерта мне напоминала что-то очень знакомое – ведущий говорил про те или иные события в нашем Отечестве в последние 15 лет, некоторые вехи биографии Патриарха, а хор исполнял те или иные песнопения, по смыслу соответствующие словам ведущего. Или наоборот – ведущий в своих коротких и не очень пафосных словах раскрывал смысл исполняемых песнопений. Что-то мне это напоминало, видимо наши миссионерские концерты.
Вообще в юбилеи Патриарха принято использовать несколько шаблонов — «духовное возрождение нашего Отечества», «забота о нравственном возрождении», и развивать в дальнейшем из этих или похожих фраз повествование..
Вместо этого митрополит Ювеналий напомнил об иных заслугах Патриарха – о молитве в 1993 году перед Владимирской в Елохове, когда Патриарх на коленях стоял и вместе с ним стоял весь храм, со слезами прося об умирении вражды. Это одно стоит всех отлитых колоколов и открытых монастырей вместе взятых за последние 15 лет.
Сам концерт тоже был необычным – вместо диких солистов, регулярно (и бесполезно, по причине абсолютного отсутствия акустики в этом зале) рвущих глотки на мероприятиях, весь концерт солировали (если так можно выразиться) всем известные люди – архидиакон Андрей Мазур, протодиакон Александр Агейкин – старший диакон Храма Христа Спасителя – со своими тремя собратьями по священнослужению в соборе. И солировали все они, надо сказать, просто-таки здорово – и «Кто Бог велий» – «коронный» номер Архидиакона, и «Да исправится» в исполнении квартета протодиаконов с хором и многое другое, совсем не концертное, а скорее возвращающее к атмосфере богослужения.
Потом вышел Президентский оркестр (в духовой своей части) и вместе с хором исполнил «Славься» и «Прощание славянки». Под конец вышли все протодиаконы и иные исполнители, отец архидиакон возгласил, а хор подхватил многолетие Его Святейшеству. Зал стоя молчал, но было видно, что очень и очень многие искренне желают своему Первосвятителю действительно многих и благих лет.
Вот такой был необычный концерт, на котором было видно, что в нашем Отечестве есть два больших начальника — Патриарх и Президент. И оба они совсем не «форматные» личности, закостенелые в протоколе и мероприятиях. Оба значат очень и очень много. Особенно когда они вместе.
А на улице начинался обычный дождь после обычного разгона облаков над московским небом в день форматного Дня города. (День города Президент, к слову, не почтил присутствием).
Использованы фотоматериалы Седмица.ру