Афробатюшка Иван, или Откуда Православие в ЮАР
В октябре один из наших клириков, священник Иоанн Лапидус, по новому послушанию покинул университетский храм св. мц. Татианы и уехал в жаркую и далекую Южную Африку – служить в храме преп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. Перед самым отъездом о. Иоанна удалось «поймать» главному редактору ТД.
В октябре один из наших клириков, священник Иоанн Лапидус, по новому послушанию покинул университетский храм св. мц. Татианы и уехал в жаркую и далекую Южную Африку – служить в храме преп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. Перед самым отъездом о. Иоанна удалось «поймать» главному редактору ТД.
— О. Иоанн, чем Вы занимались в Отделе внешних церковных связей Русской Православной Церкви и почему именно Вы едете в Йоханнесбург? Что Вы там будете делать — ведь это уже Александрийский Патриархат?
— Моё послушание в Отделе было связано с деятельностью секретариата по межхристианским отношениям. Вообще, в Отделе внешних церковных связей существуют три секретариата. Первый — по связям Церкви и общества — занимается работой, связанной с представительством нашей Церкви в различных государственных структурах и общественных организациях, то есть это секретариат, который являет лицо нашей Церкви современному российскому обществу. Второй секретариат — по взаимоотношениям нашей Церкви с Поместными Православными Церквями, занимается комплексом вопросов по осуществлению связей с братскими Поместными Церквями. И третий секретариат — секретариат по межхристианским отношениям, — имеет своей задачей представительство нашей Церкви в различных христианских деноминациях и межцерковных организациях. В нем я и нес послушание последние 2 года. В этом секретариате занимаются связями с католиками, протестантами, со Всемирным советом церквей, с Конференцией европейских церквей, и т. д., проще говоря, — со всем тем многообразием христианских конфессий, которые не являются православными, но с которыми мы должны поддерживать отношения. Это необходимо не только для решения каких-то насущных проблем, касающихся, если конкретно, католического или протестантского прозелитизма на территории России и стран СНГ, о чем многократно говорилось, но и для осуществления общехристианского свидетельства современному секулярному миру. Наша Церковь, участвуя в различных форумах и конференциях, добавляет свой голос к голосу христиан, стремящихся противостоять духу обмирщения и секуляризма, который все глубже, все планомернее и масштабнее проникает в сознание человечества. Отмечу, что к этому голосу прислушиваются. Именно в сфере общехристианского свидетельства имеются примеры доброго сотрудничества как с Католической Церковью, так и с традиционными протестантскими церквами.
Кроме того, Отдел занимается связями с нехристианскими религиями, такими как ислам и иудаизм; организует и координирует духовное окормление наших соотечественников, проживающих в дальнем зарубежье — на сегодняшний день существует свыше 200 приходов Русской Православной Церкви за рубежом. Эти приходы не связаны с миссионерской деятельностью нашей Церкви, мы не ставим перед собой задач по обращению католиков или протестантов в Православие, совсем нет. Наша Церковь дает возможность соотечественникам за рубежом всегда ощущать духовную связь с Родиной, с русской православной традицией. Конечно, мы помним миссионерские труды святителей Иннокентия Московского, Николая Японского и многих других, трудившихся за пределами России или на ее окраинах, но на сегодняшний день миссия нашей Церкви в основном заключается в духовном окормлении наших соотечественников, по тем или иным причинам находящихся за рубежом.
— Ваша поездка в Йоханнесбург связана именно с окормлением наших соотечественников или одна из целий – взаимодействие с другими церквями?
— Как мы знаем, период с начала девяностых годов ушедшего столетия стал драматическим для очень большой части наших сограждан. Масса людей оказалась за пределами нашей Родины. Это относится не только к Южной Африке, Австралии или Америке, но и к Прибалтике, и к Средней Азии – т. е. к тем местам, где русские после развала Советского Союза вдруг оказались по тем или иным причинам людьми второго сорта, ущемленными в своих правах, и задача Русской Православной Церкви состоит в том, чтобы этим людям, нуждающимся в поддержке, протянуть руку помощи, дать возможность получить духовное окормление и утешение, возможность почувствовать свою национальную идентичность, связь с традицией – вне зависимости от того места, где они оказались.
Мое назначение связано с тем, что в конце 90-х годов в русской общине города Йоханнесбурга (ЮАР) возникла идея организации прихода и строительства церкви, которая впоследствии воплотилась в возведении замечательного храма в честь преп. Сергия Радонежского. С 1999 года в Южную Африку направлялись наши священники, которые несли нелегкое послушание далеко за пределами Родины, занимались духовным окормлением наших соотечественников, воспитанием их в Православии и осуществлением духовной связи с Россией, с Русской Православной Церковью. После того, как закончился срок командировки предыдущего настоятеля храма – игумена Филарета (Булекова), решением нашего Священноначалия на это послушание был назначен я.
— Это храм при посольстве?..
— Нет, храм не находится на территории российского посольства. Так сложилось, что он канонически входит в структуру Йоханнесбургской и Преторийской епархии Александрийского Патриархата, поскольку вся Африка находится в юрисдикции Александрийского Патриарха. В этом нет ничего странного, — как греки, приезжающие в Россию, посещают православные храмы в Москве, в Петербурге и в других городах, так и русские, находящиеся на канонической территории братской Поместной Церкви, вправе получать надлежащее духовное окормление в храме, подчиняющемся местному православному архиерею.
— И греческие священники тоже могут служить здесь…
— В Москве постоянно находится официальный представитель Александрийского Патриархата епископ Киринский Афанасий. Служит он в храме Всех святых на Кулишках, который является подворьем Александрийской Православной Церкви. Любой человек, по тем или иным причинам соотносящий себя с Александрийским Патриархатом, может зайти в этот храм и почувствовать себя дома. Я надеюсь, что и каждый русский человек, по каким-либо причинам оказавшийся в Южной Африке, почувствует себя дома, зайдя в храм преп. Сергия Радонежского, одного из величайших святых Православной Руси.
— Батюшка, скажите несколько слов о том, как Вы служили в нашем храме: какие у Вас остались ощущения…
— Храм св. мц. Татианы – это первый храм, в котором я служил в сане священника. Как говорится, первый храм — как первая любовь, никогда не забывается. И я безмерно благодарен Богу за этот благодатнейший опыт служения, общения с настоятелем храма отцом Максимом, с клириками нашего храма, и, конечно же, с приходом, со студенчеством. У меня остались самые светлые впечатления и чувства. Конечно же, было всякое: и скорби, и радости, были трудности, связанные с неопытностью, с молодостью, — но были также и многочисленные утешения. Убежден, что Господь, каждого человека ведя по определенному пути, особым образом благословил мне проходить служение в Татьянинском храме при МГУ, и я надеюсь, что этот опыт многократно пригодится в моем дальнейшем пастырском служении.
— А как же останутся Ваши духовные чада?..
— Вопрос о духовных чадах мне бы не хотелось поднимать — это сфера, относящаяся к очень личному опыту пастыря. Я думаю, все те люди, которые захотят продолжать общение со мной, могут осуществлять его посредством (если есть средства) телефонных звонков, если нет средств – электронной или обычной почты. Надеюсь, что Господь даст возможность отвечать на каждую весточку из России. Буду стараться делать это так, чтобы человек, нуждающийся в помощи или в совете, получал их, пусть даже в электронном виде. Кроме того, не нужно забывать, что расстояние для молитвы не помеха.
— А Вы вернетесь?
— (смеется). Вопрос не ко мне, а к моему Священноначалию! Но я надеюсь, что через некоторое время Господь устроит так, что мы обязательно встретимся.