Ислам для русских
В последнее время в анти-церковно настроенных средствах массовой информации стало едва ли не общим местом пугать доверчивых читателей страшилками о «сращивании Церкви и государства», о «клерикализации власти». При внимательном рассмотрении все это выглядит даже смешно. Да, власть предержащие и сейчас не прочь постоять со свечками на больших церковных праздниках и пригласить тех или иных иерархов и священнослужителей на свои политические «шоу». Но в реальных государственно-конфессиональных отношениях уже давно наблюдаются во многом совершенно противоположные и тревожные тенденции.
В последнее время в анти-церковно настроенных средствах массовой информации стало едва ли не общим местом пугать доверчивых читателей страшилками о «сращивании Церкви и государства», о «клерикализации власти». При внимательном рассмотрении все это выглядит даже смешно. Да, власть предержащие и сейчас не прочь постоять со свечками на больших церковных праздниках и пригласить тех или иных иерархов и священнослужителей на свои политические «шоу». Но в реальных государственно-конфессиональных отношениях уже давно наблюдаются во многом совершенно противоположные и тревожные тенденции.
Более 80 % граждан России идентифицируют себя как православные. Русская Православная Церковь является, таким образом, Церковью большинства. Вопреки этим очевидным фактам, в государственном аппарате и СМИ сложилась целая прослойка чиновников и пропагандистов, которые действуют вопреки этим историческим реалиям. Давно наблюдаемые попытки создания и пропаганды «русского ислама» вышли в последнее время на новый уровень. Сейчас его пропаганду осуществляют люди, формально далекие от ислама, но занимающие зачастую серьезные посты в государственных и информационных структурах.
В качестве первого примера про-исламской пропаганды можно вспомнить приснопамятные «НГ — Религии»: материалы радикально-исламского толка, вплоть до интервью с Шамилем Басаевым и прямой апологии ваххабизма. «НГ-религии» благополучно канули в лету, но бывший редактор этого достославного издания, ныне ответственный редактор журнала «Смысл» Максим Шевченко сейчас является частым гостем в администрации Приволжского федерального округа, где подобные идеи также пользуются немалой популярностью. Здесь в первую очередь следует упомянуть Сергея Градировского, советника полпреда президента в Приволжском округе Сергея Кириенко по вопросам межконфессиональной политики. Некоторое время назад теми же Шевченко, Градировским и Олегом Клоченко, руководителем общественного фонда «Ислам России», был организован так называемый «пресс-клуб «Восточная политика». Организаторы заявили, что задачей пресс-клуба является предоставление российским журналистам и политикам возможности найти общий язык с «исламским миром». Симптоматично, что на первом же заседании пресс-клуба даже журналисты из традиционно мусульманских стран были шокированы столь открытой пропагандой панисламистских идей, у них на родине свойственных только непримиримым фундаменталистам. В то время как один из организаторов чуть ли не с пеной у рта защищал радикальную экстремистскую организацию «Братья-мусульмане», именно египетский журналист поставил его на место. Уместно будет вспомнить, что организация «Братья-мусульмане» известна как один из основных спонсоров бандформирований, действующих в Чечне. В большинстве цивилизованных исламских стран подобные организации, проповедующие панисламизм и применение религиозных норм в качестве норм гражданского права, запрещены и преследуются. Апология «альтернативного ислама», сопряженная с критикой Православия, присутствует практически в том же виде на сайте чеченских экстремистов «Кавказ-Центр». Комментарии излишни.
Еще одной структурой, кровно заинтересованной в развитии «русского ислама», является так называемая «Евразийская партия России», возглавляемая Вахидом Ниязовым, русским, принявшим ислам. На их сайте, на который, кстати, с удовольствием ссылается и «Кавказ-Центр» — все те же истории про простых русских парней, которым всю жизнь чего-то не хватало в Православии, в конце концов нашедших свое счастье в мечети. Несмотря на достаточно одиозную репутацию, эта организация получает поддержку в том числе и со стороны структур, претендующих на прогосударственную ориентацию, в частности, «Школы культурной политики», которую возглавляют Ефим Островский и Петр Щедровицкий. Вообще, наблюдаемая нами деятельность по осуществлению «исламского проекта» ведется на достаточно профессиональном уровне и включает в себя массу разнообразных инициатив. В частности, в ближайшее время на центральных телеканалах планируется серия передач, пропагандирующих «ислам для русских». Разрекламированная программа «Невод», предполагавшая создание некоей православной информационной сети, вряд ли будет реализована; в то же время активно продвигается идея перевода, издания и распространения (за государственный счет!) исламской литературы на русском языке.
Популярны также ссылки на демографическую ситуацию — дескать, через десять лет мусульман в стране будет чуть ли не половина, поэтому государство и должно заранее готовиться к их доминированию. Но ведь и православные являются не менее демографически активной прослойкой, чем мусульмане. Священники, многие из которых имеют по 8—9 детей, наглядный тому пример. Почему бы наконец не пустить Церковь в школы и вузы и СМИ, а вместе с Церковью поддержать русский малый и средний бизнес. Почему бы просто не проводить грамотную демографическую политику, стимулирующую рождаемость. Очевидно, у авторов этих заявлений другие цели.
В качестве другого полигона по созданию «русского ислама» рассматривается, видимо, Северо-Западный округ: традиционного ислама там нет, зато в последнее время в СМИ всячески рекламируется созданная в Петрозаводске русская мусульманская община, о которой снят целый фильм «Русские в исламе», планировавшийся к показу на ОРТ в «prime time». Ни одной полноценной православной программы на этом канале, естественно, нет. Что ж, посмотрим сайт общины «русских мусульман» Петрозаводска. Он выходит со слоганом «Русский люди — читайте Коран, принимайте ислам» и содержит гиперссылку на сайт «чеченской республики Ичкерия» во главе с Асланом Масхадовым! Ничего себе «борьба с экстремизмом»!
Прикрываясь фразами о «равноправии религий» и «традиционном мирном сосуществовании», апологеты «альтернативного» ислама часто откровенно проговариваются. Тот же Шевченко как-то заявил, что мусульмане России являются наиболее активным компонентом российского общества именно потому, что они стремятся к созданию исламского государства (!). Председатель Исламского Комитета России, идеолог «исламской революции» Гейдар Джемаль в интервью «патриотической» газете «Завтра» высказал следующие соображения: «Говорить об Исламе как о религии в семантике нынешнего русского языка будет неточно, некорректно… Ислам сам себя называет не религией, он сам себя называет словом «дин», которое в приблизительном переводе означает «закон», «политическое установление», некую социально-политическую реальность, идущую от Бога». «Вера и джихад — это стержень ислама» Удивительным образом автор этих слов выдает и те же тезисы, что мы можем наблюдать и у Шевченко и других «либералов», специализирующихся на «освещении» религиозно — общественной темы, о том, что некая «иерократия», легальная иерархия, при этом неважно, мусульманская или православная, «узурпирует» религиозные ценности, произвольно якобы присваивает себе право определять их и вообще говорить от имени верующих. Подобная идеология используется прежде всего для дискредитации существующих религиозных организаций, безусловно, с целью замещения их «альтернативным» православием и «альтернативным» исламом. Если «альтернативное православие» представляет собой кучку маргиналов, не имеющих реальных перспектив и влияния, то «альтернативный ислам» фактически является не чем иным, как агрессивным парарелигиозным движением, имеющим мощную организационную и финансовую поддержку из-за рубежа, и нацеленным, как, напомним, признают и его апологеты, на решение именно политических задач. Осознают ли современные российские политики, сторонники «русского ислама», с каким огнем они играют?
2-4 июля 2003 года в г. Казани состоялся Форум «Стратегии регионального развития», который, к сожалению, подтвердил самые худшие опасения. Автор этих строк принял в нем непосредственное участие. Мероприятие было организовано Администрацией ПФО и властями республики Татарстан. Одной из ключевых площадок форума стала сессия «Роль конфессиональных сообществ в выработке стратегий развития».
Еще в кулуарах Форума можно было наблюдать факт теснейшего взаимодействия между уже упомянутыми Сергеем Градировским и Гейдаром Джемалем и Максимом Шевченко. Выступления Джемаля сводились к следующему: в мире «существует только армия Аллаха и армия Сатаны», существует только две альтернативы — власть Джамаатов (радикальных исламских общин) и власть мирового олигархического капитала, глобализм. Всю эту чепуху не стоило бы и цитировать, если бы она не была столь активно поддержана руководством Приволжского округа. Журнал «Смысл», главная трибуна Джемаля, распространялся в пакете официальных материалов «Форума». Зная еще советскую психологию присутствовавших там руководителей исполнительной и законодательной власти почти всех крупных населенных пунктов ПФО, нетрудно догадаться, что эти журналы будут восприниматься как руководство к действию.
Наиболее скандальную речь на секции «Роль конфессиональных сообществ в выработке стратегий развития» произнес Сергей Градировский, в своем выступлении рекламировавший создание в России пресловутого «госоргана по делам религий». Отвечая на замечание, что против такого «госоргана» выступает Священноначалие Русской Православной Церкви во главе со. Святейшим Патриархом Алексием Вторым, Градировский заявил, что «создание госоргана блокируется одним очень уважаемым человеком», т. е. Патриархом, и что по его вине конфессиональная политика находится в «патовой ситуации». Таким образом, впервые за постсоветскую историю России государственный чиновник, советник Полномочного представителя Президента России (!) выступил с обвинениями в адрес Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Мало того, Градировский заявил, что в системе церковно-государственных отношений имеется «известный перекос» в пользу «одной конфессии» (понятно, он имел в виду православие), что другие конфессии «представлены неравно». Действительно, «известный перекос» существует, только вот он направлен в прямо противоположную сторону. Церкви, к которой причисляет себя большинство российских граждан, до сих пор не возвращены многие храмы, любые ее социальные и образовательные инициативы блокируются, натыкаются на сопротивление антицерковного лобби во властных структурах, она практически лишена возможности донести свою позицию по основным вопросам жизни общества через общенациональные СМИ, — в то же время самые экстремистские формы ислама (которые, кстати, придерживается меньшинство мусульманского населения) официально поддерживаются и финансируются. Явный перекос.
Дальше — больше. Градировский заявил, что «восстановление епархиальных советов», назначение и передвижение священников правящими епископами — все это должно быть в центре внимания «конфессиональной политики», которая должна проводиться через «министерство веры». Наконец все стало ясно. Вновь впереди замаячил призрак большевистского Совета по делам религий. Кому-то (и известно кому) снова хочется помыкать Церковью. Теперь становится понятно, для чего поддерживается и сам проект «русский ислам».
Примечательно и лицемерное заявление Градировского о «необходимости защиты прав верующих внутри конфессий». Не об этой ли борьбе с «попами-мироедами, угнетающими верующие массы» говорили печально известный Лев Троцкий и компания, палачи сотен тысяч верующих людей.
Не менее поучительны и теоретические выкладки идеологов «Русского ислама». Вышеупомянутый С. Градировский является автором доклада «Государство и антропоток» В опубликованных «методологическим» журналом «Сообщение» отрывках из этого доклада присутствуют «выводы исследователей о неизбежном сокращении населения в Поволжье, которое в 2031 г. может составить лишь 10 %-27,5 % от нынешнего… развитие сельской местности в Поволжье произойдет за счет тюркского населения округа» («Сообщение», № 6, июнь 2003 г.). Но, извините, при самой неблагоприятной демографической ситуации 90 % населения можно уничтожить только путем геноцида, войны, мора. Кроме того, «методологи-футурологи» любят говорить о том, что будущее можно планировать, менять. А тут такой фатализм. Создается впечатление, что задачей доклада является убедить общественное мнение, что скоро никаких русских, никакого Православия не будет, и ставить нужно только на ислам.
Таким образом, в аппарате Приволжского Округа окопались теоретики и практики исламизации России. И все это делается от имени Российского государства, Президента Путина и полпреда Кириенко.
Самое же страшное в том, что, очевидно, — истинные заказчики и вдохновители находятся отнюдь не в России и не в странах СНГ. А если так — до какой степени подконтрольны чуждому влиянию некоторые государственные чиновники?
Что ж, Русской Православной Церкви сделан очередной вызов. Наш долг на него достойно ответить.