Америка и американцы (начало)

В прошлом году мне посчастливилось участвовать в конкурсе по обмену студентов и выиграть грант на годовое обучение в одном из вузов США. Меня направили в университет штата Индиана, находящийся в маленьком уютном городке Блумингтоне. Чем пригодился православной студентке опыт жизни в чужой культуре (к тому же американской) и опыт обучения в иной системе образования, правдолюбивый читатель, наверное, поймет сам из приведенных ниже отрывков дневниковых записей и воспоминаний.

В прошлом году мне посчастливилось участвовать в конкурсе по обмену студентов и выиграть грант на годовое обучение в одном из вузов США. Меня направили в университет штата Индиана, находящийся в маленьком уютном городке Блумингтоне. Чем пригодился православной студентке опыт жизни в чужой культуре (к тому же американской) и опыт обучения в иной системе образования, правдолюбивый читатель, наверное, поймет сам из приведенных ниже отрывков дневниковых записей и воспоминаний.

Первые впечатления

«Америка воспринимает иностранцев дружелюбно и, как страна эмигрантов, делает все, чтобы позволить им почувствовать себя как дома. Любой человек независимо от своей национальности, пересекающий границу, может здесь рассчитывать на равноправное отношение к себе, а также на встречу с представителями его же собственной культуры.

В аэропорту Индианаполиса меня и мою коллегу по программе обмена встретили две девушки от университета, сразу заговорившие с нами по-русски. Одна из них, американка Наташа, оказалась сотрудницей иностранного отдела, интересующейся русской культурой, а вторая, русская Надя, приехала сюда из Омска и училась здесь под покровительством какого-то протестантского пастора. Как нам объяснили, послали именно их, чтобы тем самым облегчить для нас состояние «культурного шока», в котором мы должны были бы находиться по приезде в США. «Культурный шок» — это некое переживание собственной отчужденности по отношению к культуре, обществу и языку другой страны, которое непременно возникает у каждого во время пребывания в этой стране. Иностранцы в американских вузах не редкость, поэтому феномен «культурного шока» вызывает интерес, а его «лечению» уделяется особое внимание: иностранным студентам организовываются специальные тренинги и ориентационные программы, для прохождения которых мы и приехали в университет на две недели раньше начала занятий.

Обо всем этом нам поведали Надя и Наташа по дороге из «Инди» (как здесь ласково называли Индианаполис) в Блумингтон. Мы глядели в окно: природа на первый взгляд очень напоминала Московскую область, только всё смотрелось чересчур ухоженным. По обе стороны дороги простирались бескрайние поля с коротко подстриженной травой, ни разу на глаза не попался какой-нибудь заброшенный водоем или тропка, убегающая вдаль, лишь иногда мелькали аккуратные белые домики и рекламные щиты, да идеально асфальтированная трасса уверенно устремлялась вперед. Здесь, на земле, усиливалось впечатление, сложившееся, еще когда мы смотрели на нее из окна самолета: как будто всю естественную растительность уничтожили, а потом на этом месте провели дороги, положили дерн и посадили деревья — освоили территорию».

Американский университет

«Культурный шок» для меня пока сводится к непривычному и потому несколько беспокойному ощущению непрестанного контроля над собой: почти все мои действия от регистрации переездов до покупки авторучки заносятся в компьютерную память. Однако времени для осознания всего происходящего у меня сейчас очень мало: приходится целыми днями бегать по огромному университетскому городку — кампусу, заниматься оформлением всевозможных документов, покупать учебники и придумывать многочисленные коды для пластиковых карточек и электронных ящиков (здесь у каждого студента есть свой университетский электронный почтовый ящик). Главное — выбрать предметы изучения и зарегистрироваться, — малознакомое и увлекательное занятие для русского студента, который привык учиться по одной специальности на одном факультете и прослушивать строго определенный набор курсов. Американский университет объединяет множество школ самого различного профиля: педагогики, астрономии, физкультуры, музыки, оптометрии, химии, философии, экологии, юриспруденции и медицины — и предоставляет возможность обучаться по двум и более специальностям одновременно. Кроме того, можно зарегистрироваться и посещать хор, бальные или народные танцы, курсы медсестер, учиться играть на виолончели, заниматься водным волейболом, расписывать по шелку, создавать интернетные странички с помощью HTML, изучать любой язык — и все эти предметы приравниваются к академическим и заносятся в диплом. Книжечку с расписанием всех курсов университет посылает каждому студенту перед началом семестра.

Однако для получения диплома об окончании определенной школы и присвоении специальности необходимо сдать набор обязательных предметов, поэтому, вопреки сложившимся представлениям, полной свободы выбора курсов американская система образования не предполагает. Есть еще и общеобязательные курсы: английский (руководство к написанию сочинений и научных работ), любой предмет из естественных наук (одна моя знакомая взялась изучать поведение макак), высшая математика и любая из гуманитарных наук, например, семинар по истории искусства или по мифологии. Свобода выбора же выражается в возможности для студента самому составить учебное расписание (на каждый день и на каждый семестр), в результате чего длительность обучения и его плотность часто колеблется. Степень бакалавра можно получить за три-пять лет (если брать курсы во время летних сессий), а степень магистра — за полтора-два года. Есть возможность продолжать обучение в другой стране или в любом другом университете без потери баллов. Каждый семестр необходимо набирать не менее четырех курсов, то есть, получается, по 2-3 занятия в день. Регистрация на них осуществляется через компьютер в порядке очереди: от старших к младшим. В течение первых двух недель семестра разрешается перерегистрироваться на другую секцию (на другое время или к другому преподавателю), добавить или оставить курс. В начале каждого семестра студенты могут проконсультироваться со специальным советником (куратором) относительно своих учебных планов и расписания».

«Над расписанием пришлось потрудиться: после того, как я нашла брошюру с подробным описанием курсов, некоторые из них (уровня местной аспирантуры или нашего 5-го курса) нужно было бросить, так как моя программа по обмену их не оплачивала. Вообще обучение в университете западного образца с его системой выбора курсов и привилегией индивидуального расписания — удовольствие, доступное даже не для всех американцев. Большинству образование оплачивают родители, некоторым, как моей соседке Бетти, приходится прибегать к помощи благотворителей — в прошлом выпускников этого университета. Иногда, впрочем, финансовую поддержку оказывает государство через различные социальные программы».

«Наш университетский городок, площадью не менее 7 кв. км, раскинулся в северо-восточной части Блумингтона, главными воротами выходя на центральную улицу, а противоположным концом упираясь в местный торговый центр — Mall. Большая часть серых каменных строений кампуса, увитых плющом, была построена совсем недавно, но гармонирует по стилю с теми, что были сооружены еще в начале века. Кроме общежитий и учебных корпусов (многие школы университета занимают отдельные здания), на кампусе располагаются два театра, музей, спортзалы с бассейнами и стадионами и огромная (может, немного меньше РГБ) библиотека — особый предмет моего восхищения. Фонды ее необъятны: как мне сообщили, каждый день туда поступает не менее 30 изданий только на русском языке. Такой интерес к нашей литературе, правда, объясняется присутствием в университете крупной восточноевропейской школы и студентов, изучающих русский язык. Мне встретились здесь и дореволюционные издания молитвословов, и эмигрантская проза, и даже огромный средневековый Служебник. Самое приятное, что эти фонды открыты для всех желающих с 8 утра до 12 вечера, а компьютерный зал на первом этаже не закрывается никогда. Есть еще журнальный зал и телецентр, передающий программы новостей из большинства стран мира. Так что рядом с такой «информационной жилой» можно всегда быть в курсе событий, происходящих дома, в России. Жаль только, «Татьянин день» сюда не завозят».

«Недавно еще пустынный кампус сегодня вдруг ожил и наполнился 30-тысячной толпой американских студентов, их машинами и пластмассовыми корзинами с одеждой, от которой веет свежестью и стиральным порошком. Большинство первокурсников и второкурсников заселяются в университетские общежития, двери которых, обычно автоматически запирающиеся, сегодня настежь открыты на радость родителям, снующим то туда, то сюда с коробками из-под телевизоров и компьютерных мониторов. Внизу, у входа, стоят загорелые, необычайно уверенные в себе девушки в бейсболках и шортах, смеются и крутят только что полученными карточками, висящими у них на шее на красном шнурке. Эта электронная карточка с фотографией и номером заменяет студенческий билет (вместе с читательским), она же является средством оплаты за учебники (в специальных университетских магазинах) и за услуги прачечной.

Студенты старших курсов предпочитают снимать квартиры на двоих-троих в домах, окружающих кампус, чтобы не быть связанными общежительными порядками и обязательством покупать meal-plan (завтраки, обеды и ужины) в университетских кафетериях.

Meal-plan — это настоящая находка для очень занятых студентов, не слишком заинтересованных в источнике происхождения и разнообразии пищи. Покупая обед в кафетериях, расположенных в разных местах кампуса, студент расплачивается все той же электронной карточкой, на которой лежит сумма, рассчитанная на весь семестр. Не стоит лишь превышать дневной нормы — 10-12 долларов. В кафетерии обычно, кроме известных национальных американских блюд, можно отведать и итальянского спагетти, и китайского ло-мейна (остро приправленный рис с овощами), и мексиканского буррито (трубочка с рубленым мясом и сыром). К утешению иных европейцев обретаются там также различные овощи и фрукты, непривычного вида супы и даже печеный картофель. Весь ассортимент университетской кафетерии относится к разновидности fast-food, самой распространенной в Америке».

(продолжение в следующем номере)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале