«Лекарство от греха»

Милая девушка Александра Никифорова! Впрочем, возможно Вы и не юная надежда отечественной журналистики, как мне показалось по прочтении Вашей статьи в православной газете «Татьянин день» (№ 46), а убелённая сединами «акула пера» из преподавательского состава журфака МГУ — того не ведаю. A потому, исходя из пламенного комсомольского задора, с которым написана Ваша статья мне показалось уместным обратиться к Вам именно с этими словами.

Милая девушка Александра Никифорова! Впрочем, возможно Вы и не юная надежда отечественной журналистики, как мне показалось по прочтении Вашей статьи в православной газете «Татьянин день» (№ 46), а убелённая сединами «акула пера» из преподавательского состава журфака МГУ — того не ведаю. A потому, исходя из пламенного комсомольского задора, с которым написана Ваша статья мне показалось уместным обратиться к Вам именно с этими словами.

Милая девушка! Проблема, которую Вы, сами того не ожидая, подняли в своей статье, гораздо серьёзнее, чем может показаться с первого взгляда. При поверхностном прочтении Вашей статьи бросается в глаза только игривое желание наслаждающегося юностью и здоровьем, скачущего по весенней травке молодого козлёнка, боднуть малопонятную и даже несколько пугающую брошюрку, а также, свойственное юности вообще и девушкам в частности, желание «обращать на себя внимание. Побеждать в собеседованиях, участвовать в конкурсах».

Однако по внимательном размышлении приходится побороть свойственное профессионалу искушение щелкнуть по носу дилетанта, прикрывающего свою некомпетентность хлёсткостью фраз и жонглированием латинскими словосочетаниями. К сожалению, в своей статье Вы стали выразителем заблуждений широко бытующих в среде Ваших сверстников, считающих себя не чуждыми православию. Поэтому мне показалось необходимым прокомментировать Вашу статью. Итак:

Поскольку вы опубликовали свою работу именно в «православной студенческой газете», то хочется надеяться, что эта работа является не просто «публикацией», необходимой Вам для рекламы своих способностей перед будущими заказчиками, а выражением Вашего понимания православия, к которому Вы себя считаете причастной. Следовательно, вы должны иметь представление о том, что означает слово «грех» (коли уж берётесь рецензировать брошюру под названием «Лекарство от греха»).

Из Вашей статьи нетрудно понять, что большинство перечисленных в этой брошюре грехов Вы категорически грехом не считаете и, иллюстрируя своё мнение, приводите наиболее возмутившие Вас примеры. Для начала давайте определимся с самим понятием «грех» — что это такое в православном понимании. Грех — это то, что убивает того, кто этот грех совершает. Священное Писание говорит об этом так: «и заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». То есть, зло, которое ты впустишь в себя, подобно болезнетворному вирусу, тебя убьёт (а добра от этого дерева Адаму познавать было незачем, т. к. будучи созданным по образу и подобию Бога, он и так был абсолютно добр). Как мы знаем, Адам не послушался и совершил грех — впустил в себя зло, которое и стало причиной его (а по наследству и нашей с Вами) подверженности смерти. Итак, вот цепочка: грех — зло — смерть. Надо обратить внимание на то, что Бог предупреждал человека об опасности, подобно тому, как земные родители предупреждают своих детей не делать того, что в рассматривавшейся Вами брошюре обозначается как: «Рисковала жизнью, перебегая дорогу на красный свет» (а это, по информации ГИБДД, часто становится причиной смерти). Исходя из логических заключений — перебегать дорогу на красный свет — грех. И хотя вы посмеялись над этим, однако упоминание этого греха в брошюре вызвано тем, что смертей от этого греха — очень много.

Далее. Рассмотрим примеры, которые вы объединили в группу «наиболее впечатляющих картин жизни современной провинции». Уже одиннадцатый год, как мне приходится иметь дело с прихожанами, большую часть которых составляют москвичи, а остальную, примерно поровну, жители деревень и городов Подмосковья. Поэтому у меня есть возможность судить о нравах как столичных, так и провинциальных жителей. Так вот, могу Вам сообщить, что перечисленные Вами в этой группе грехи не в меньшей (если не в большей степени) относятся к москвичам, даже — «называла бессловесную скотину именами святых угодников…» и «срывала ягоды, ветки сирени, горох, фрукты, овощи в чужих садах и огородах», т. к. бессловесной скотины (от традиционных собак и кошек до экзотических макак и крокодилов) в Москве не меньше, чем в провинции, а уж о нравах дачников пусть Вам расскажут деревенские жители. Впрочем, если вы не считаете за грех обворовать огород живущей на нищенскую пенсию старушки, то, как говорится, нет и предмета разговора (однако, мне кажется, что Вы так не думаете).

«Напоказ носила очки в золотой оправе (или импортные, «крутой» фирмы)…».

Вы не верите, что их можно носить напоказ? То есть — хвастаться? То есть согрешать тщеславием? То есть возбуждать к себе зависть? Поверьте, ещё как можно. Немало людей в этом искренне каются. Так же, как и в демонстрации сверкающих как у голливудских звёзд фарфоровых или металлокерамических зубных протезов (дай Бог, чтобы у Вас это искушение возникло не скоро). А также:

Грех или не грех рвать сирень на кладбище, Вы скажете, когда увидите ободранный куст над могилой своих родственников.

Если вас не пугает, когда к вам пристают, то это — не грех.

Если Вы не считаете грехом грязно ругать и бить свою кошку или козу, а также мочиться при посторонних мужчинах… ну, тогда я не знаю, что тут сказать.

Завидовать вообще нехорошо, также и тем, кто хорошо кушает, на это даже есть заповедь Божья: «Не пожелай…».

Интересоваться пожарами, авариями, тратить деньги на футбол, хоккей (а также на казино, ночные клубы, уж извините, и дискотеки), а также играть в лото, шашки, шахматы, рюхи, скалки, палочки, кубик Рубика, разгадывать ребусы — занятие, не спорю, увлекательное. Но представьте себе пассажиров тонущего парохода, которые вместо спуска шлюпок и раздачи спасжилетов занимаются всем вышеперечисленным, «ТЕРЯЯ ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ», и скажите, грех они совершают или нет. Вот также и христианин, видя захлёстывающие его волны «житейского моря воздвизаемого зря напастей бурею» (попробуйте найти, откуда эта цитата), считает грехом тратить драгоценное время, данное Богом для спасения души, на «рюхи» (а времени для этого гораздо меньше, чем мы предполагаем). Продолжать? Ну, ещё немножко, раз уж начали:

Портят воду не только в реках, но и в бассейнах (некоторые, слава Богу, в этом каются).

Допускать при продаже неправильный вес, гири, электронные чипы вставляемые в кассовые аппараты для «обнуления» выручки в конце рабочего дня и т. п. — о греховности этого пусть скажет УБЭП.

Плюют и сморкаются на пол в помещениях, проводят праздники в пьянстве, торгуют водкой и самогоном и тайно, и явно, выпрашивают спиртное, ради чего закладывают документы (свои и чужие вещи, своих и чужих детей и т. п.) и городские, и деревенские жители — тут, наверное, ясно?

«Творила (творил) блудные грехи сама с собой и с подругой (с другом)»… Возможно, некоторые Ваши сверстники, выросшие на Б. Моисееве, Земфире, «Тату» и прочей рекламе содомии (содомскими грехами Церковь называет все половые извращения, за которые Богом были сожжены древние города Содом и Гоморра со своими жителями «нетрадиционных ориентации»), сочтут это не грехом. Но не православные, для которых разврат — «однозначно» — грех.

Уф! Уже несколько утомительно. Но надо ещё чуть-чуть потерпеть. Придавать голосу нежность, стараться одеться изыскано, надевать красивые платья, модельные туфли — не есть признак здоровья, это всего лишь средство нравиться противоположному полу (что само по себе простительно в юном возрасте и в матримониальном периоде, при условии соблюдения хоть некоторого приличия), так же как и «нежить плоть (заметьте — не просто мыться — нежить) душем и ванной (некоторые бедняжки в каких только составах не вымачивают свои бренные тела!), подстригать волосы для моды (что напрямую порицается для женщин в Священном Писании), пользоваться духами, одеколонами, косметикой и др. средствами для «исправления» Божьего творения в своём лице.

Продолжать по пунктам? Вряд ли стоит.

Лучше просто, не торопясь с ляганием не нравящегося, подумать — а почему в этой брошюре именно эти действия трактуются как грехи? Соотнести это с уже приведённым нами определением греха как такового и представить себе: а вдруг я не совсем права, рассуждая о том, чего толком и не потрудилась понять? (впрочем, это характерная «болезнь» для журналистской братии). И уж коли печататься в газете, именующей себя православной, так хоть разобраться — что такое Православие.

О самой брошюре скажу: она как скальпель: в руках хирурга — инструмент лечения, в руках ребёнка — источник травматизма. Разумно используемая опытным духовником, применяющим индивидуальный подход к каждому кающемуся, может принести немалую духовную пользу (это не относится к «батюшкам», у которых сводит скулы от тоски при приближении прихожанки с листочками исписанными грехами, и для которых лучший прихожанин тот, кто в исповеди лаконичен — «словом, делом, помышлением», такие батюшки и сами в ужасе от «Лекарства от греха», считают эту брошюру мракобесием). Однако, в руках «младостарца» (есть такой новый термин, можете поинтересоваться, что он значит) эта брошюрка опасна. Равно как и прочитанная неподготовленным человеком, пример — Вы сами. Но уж это решать Вам самой — начать ли разбираться в этих духовных проблемах или считать себя «культурным» человеком «ходя в театры и водя туда детей, ценя артистов и писателей» и «слушая пустую музыку и слова, записанные на магнитофон». Кроме того, можно «просто быть человеком», катаясь на машине, велосипеде, катере для удовольствия (изредка вспоминая про вышеупомянутый пароход), показывая своё остроумие, купаясь и загорая в людных местах (в том числе и «топлесс»), нося на голове чужие волосы и т. д.

Только живя «не ведая греха», главное — не впасть в то, что вы называете peccata absurda, то есть не «пытаться покончить с собой — повеситься, отравиться, порезать вены — чтобы привлечь к себе внимание, заставить беспокоиться о себе». Аминь.

С искренней во Христе любовью многогрешный протоиерей Александр Торик

Уважаемый отец Александр!

Позволю себе высказать братское несогласие (в пределах того разномыслия, о котором говорит как об имеющем право быть между христианами апостол Павел) с ключевой мыслью Вашего письма о том, что книга, подвергнутая рассмотрению в статье А. Никифоровой является книгой, побуждающей пусть хотя бы некоторых ее читателей к подлинному покаянию. Мне, дорогой батюшка, как раз кажется, что книга эта от покаяния человека может только увести. Покаяние — это, наверное, не есть отчет о дурно проделанной работе с перечислением того, что, когда и как мы сделали не так или не вполне так, а такое сокрушение сердца, которое сжигает в нем и в душе нашей, в нас самих все то мелкое, греховное, пошлое, чем мы до того жили. Вот, наверное, мы не можем представить, что Мария Египетская, некогда промыслом Божьим остановленная у дверей Иерусалимского храма Гроба Господня и Воскресения, на исповеди каялась не в том ужасе блуда и плотской скверны, в которой она пребывала до того всю свою сознательную жизнь, а в том, что она носила соблазнительные платья, каталась на колеснице, испражнялась в бассейн или совершала какие-то другие, несомненно недобрые, греховные, но несоизмеримые с тем главным, в чем она должна была покаяться, поступки. Мне представляется, что эта книга за множеством перечислений объективно нехороших поступков может увести человека от главного. На исповеди может быть лукавым как краткость, так и многословие. Краткость, за которой человек не договаривает сути греха, и многословие, когда за множеством перечисляемого — Вам, как священнику, хорошо известны тетрадки, приносимые людьми на исповедь, — прячется то главное, в чем человек должен покаяться (между пунктом 68 и 69 из всех 250 параграфов, принесенных на исповедь). Еще одно обстоятельство. Жизнь человека, наверное, такой дивный дар Божий, что многие проявления в нем естественного, пусть даже не очень глубокого, сами по себе греховными не являются. Ни аккуратное, красивое платье на женщине, ни прическа, такая, которая порадует ее мужа, ни сов-местная радость от прогулки на велосипеде, ни пользование автомобилем — хорошо известное нам, клирикам, больше, чем многим нашим мирянам, — сами по себе греховными не являются. И, наверное, не нужно загонять человека в рамки того, что шаг влево, шаг вправо — расстрел. И это тоже вряд ли можно назвать подлинным, радостно принимающим жизнь церковным православным мировоззрением.

Простите, если что не так. С глубоким уважением к Вам и к Вашему пастырскому опыту протоиерей Максим Козлов

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале