Факультет клонирования

До сих пор в МГУ существовало три кафедры биофизики, три — биохимии, но ни одной — биоматематики 13 февраля 2002 года ректор МГУ В. А. Садовничий подписал приказ о создании нового факультета — биоинженерии и биоинформатики.

До сих пор в МГУ существовало три кафедры биофизики, три — биохимии, но ни одной — биоматематики 13 февраля 2002 года ректор МГУ В. А. Садовничий подписал приказ о создании нового факультета — биоинженерии и биоинформатики.

Надо сказать, что тем, кто будет учиться на этом факультете, можно даже позавидовать. Во-первых, планируется набрать всего 25 человек. Все студенты без исключения будут стажироваться за границей. Кроме того, каждый получает личного наставника — тьютора. На новом факультете впервые появится система постдоков, уже апробированная на Западе. Молодые специалисты, защитившие кандидатские, будут сразу по конкурсу поступать в докторантуру. Таким образом, разрыв между защитой кандидатской и докторской сократится до минимума. В общем, Московский университет начинает готовить научную элиту нового века.

Что касается оборудования, то на первых порах этот вопрос предполагается решать с помощью институтов РАН. Кроме того, есть надежда на помощь западных университетов: было предложено, например, обучать 25 аспирантов в США в течение двух семестров.

Очевидно, что новый факультет вовсе не собирается конкурировать с физфаком или мехматом, где ежегодный набор превышает 400 человек. Цель — готовить не просто хороших физиков, математиков или биологов, а, как сказал в интервью газете «Известия» декан факультета биоинженерии и биоинформатики академик В. П. Скулачев, «нобелевских лауреатов», специалистов в одной из самых перспективных областей современной науки. Науки, занимающейся продлением жизни во много раз, поиском лекарств от неизлечимых болезней, улучшением человеческой породы, наконец.

В последние 50 лет наука развивается такими темпами, что мы не успеваем осмыслить возможные духовно-нравственные и социальные последствия этого прогресса. Многих опьяняет перспектива безграничной власти над природой. Такого не было еще никогда: мы скоро будем «творить» живых существ по своему произволу и улучшать уже существующих. Фактически человек начинает претендовать на роль Творца. Это означает гигантский переворот не столько в науке, сколько в сознании. Ситуация «смерти Бога» сегодня стала нам близка, как никогда.

Недавно официальный представитель Московского Патриархата отец Антоний Ильин заявил, что отныне любые эксперименты с человеческими эмбрионами приравниваются русской Церковью к уничтожению эмбрионов, а «по каноническим правилам уничтожение эмбрионов приравнивается к аборту, а значит, и к убийству». Все православные, которые имеют какое-либо отношение к подобным исследованиям, будут отлучены от Церкви.

Следует отметить, что выращивание отдельных органов и тканей не считается Церковью чем-то предосудительным, так как оно часто оказывается полезным в биологической и медицинской практике.

Реализация идеи клонирования, считает Церковь, способна стать разрушительной для общества. Открывающаяся возможность манипуляции с генетической составляющей личности приведет к ее дальнейшему обесцениванию. Человек перестанет восприниматься как уникальное творение Божье.

Кроме того, клонирование способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства, отцовства. Человек просто не будет знать, чей он сын, внук, племянник.

А как себя будет чувствовать человек, знающий, что он появился на свет клоном? Ощутит ли он себя когда-нибудь полноценной личностью, не «копией»? Как он будет общаться с обычными, то есть появившимися на свет естественным путем, людьми?

Как избежать «побочных результатов» экспериментов — многочисленных несостоявшихся жизней, рождения нежизнеспособного потомства? А девальвация ценности самой жизни? В один прекрасный день мы можем перестать относиться к ней как к чему-то священному, дарованному Богом.

Ирина Силуянова, завкафедрой биоэтики Первой медицинской академии считает, что с развитием биоинженерии у человека появилось множество медико-биологических «рычагов» власти над жизнью и, следовательно, новый набор средств ограничения свободы. Биологическое ограничение свободы связано с возможностью полной ее утраты. Возникающих в связи с этим этических проблем — не счесть.

Существует, например, опасность формирования околонаучных полукриминальных групп, стремящихся к незаконному обогащению через обещание «чуда» клонирования. Или возникновение рынка «запасных частей», для производства которых будут использоваться внутриутробные зародыши.

Разумеется, учеными движут благие намерения — гармонизировать человека, создать новый, более совершенный вид. Не говоря уже о том, что это является «вторжением в «Божий план о человеке», это опасно даже с социальной точки зрения. Приверженцы тоталитарных идеологий больше не встретят себе сопротивления, так как биологическое неравенство, бывшее когда-то малоправдоподобным мифом «крови, почвы, расы», станет реальностью.

И, кроме того, кто может гарантировать, что вторжение в наследственное разнообразие человеческой популяции не приведет к ее деградации? В природе действует великий закон — сила действия равна силе противодействия. И в качестве компенсации за то, что человек, например, будет жить по 600-700 лет, природа может многое потребовать. Слишком многое. Сейчас у нас еще нет достаточной технической базы для серьезных экспериментов с человеческим генетическим материалом. Но лет через 10-15 появится. Появится и достаточное количество молодых специалистов: ведь приказ о создании факультета биоинженерии и биоинформатики ректором МГУ уже подписан.

Прогресс, уверены многие из нас, необратим. Поэтому рано или поздно мы начнем сами себя «инженерить». Есть чем гордиться, ведь мы теперь хозяева собственной судьбы. Не это сейчас нужно. Необходимо восстановить согласие между духовно-нравственной жизнью человека и его научно-технической деятельностью. Сегодня это не просто желательно, но «во многом предопределяет возможность дальнейшего существования человеческой цивилизации».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале