Младший брат святой Татианы
Интервью с клириком домового храма святого преподобного Сергия Радонежского при сибирском государственном индустриальном университете города Новокузнецка иереем Павлом. Идея создания домовой церкви при бывшем металлургической институте, а ныне Сибирском государственном индустриальном университете возникла два года назад. Инициативу проявил ректорат, новокузнецкие благотворители помогли с деньгами. Храм освятили в честь покровителя учащихся святого преподобного Сергия Радонежского. Первая служба прошла в этом году на Рождество. Настоятелем стал выпускник строительного факультета СибГИУ отец Сергий. Второй священник — выпускник филологического факультета Новокузнецкого педагогического института отец Павел.
Интервью с клириком домового храма святого преподобного Сергия Радонежского при сибирском государственном индустриальном университете города Новокузнецка иереем Павлом.
Идея создания домовой церкви при бывшем металлургической институте, а ныне Сибирском государственном индустриальном университете возникла два года назад. Инициативу проявил ректорат, новокузнецкие благотворители помогли с деньгами. Храм освятили в честь покровителя учащихся святого преподобного Сергия Радонежского. Первая служба прошла в этом году на Рождество. Настоятелем стал выпускник строительного факультета СибГИУ отец Сергий. Второй священник — выпускник филологического факультета Новокузнецкого педагогического института отец Павел.
Сегодня он — гость нашей редакции.
— Отец Павел, что представляет собой домовый храм университета?
— Храм расположен очень необычно: на втором этаже, в переходе от университетского корпуса к дискотеке. Алтарь выходит как раз к дискотеке. Под нами — трава, на которой пока еще мусорная свалка. Мы собираемся со временем построить на этом месте подсобные помещения, зал для встреч со студентами. Пока же приходится проводить такие встречи прямо в храме. Мы создали при домовой церкви братство во имя святых апостолов Петра и Павла. Замысел рассчитан, конечно, не только на молодежь, а на более широкую аудиторию, хотя костяк братства составляют студенты.
— Судя по названию, братство занимается миссионерской работой?
— Да, мы хотим, чтобы больше людей пришло в Церковь, причем пришло вполне осознанно и осталась там. В юном возрасте понять роль православия в собственной жизни, свое место в храме, осознать себя членом Церкви сложно. Это осознание приходит с возрастом. Да и понятно: ни в одном учебнике не печатают самые сложные задачи на первых страницах. Сначала даются примеры простые, затем посложнее. И когда ученик научится решать их, он сможет выполнить и задачи самые сложные. Когда молодой человек приходит к Богу — это подвиг не только для него, но дар Божий. Часто случается так, что трудно сделать первый шаг, и мы для таких людей регулярно проводим встречи в вузах, типа классных часов. Темы выбираем как вечные, непреходящие, например, «Семья и брак», так и злободневные — скажем, вскоре после террористических актов в Америке мы провели встречу-форум с участием семинаристов, гимназистов и студентов о терроризме. Члены нашего братства сотрудничают с университетскими кафедрами социологии, культурологии, истории, читают спецкурсы по истории религии, истории православия.
— Наверное, и планов много?
— Безусловно. Мы собираемся открыть при храме воскресную школу, издавать газету для студентов по примеру «Татьянина дня». Для школьников, которые летом остаются в городе, хотим создать лагерь дневного пребывания.
— А паломнические поездки не планируете?
— Дело в том, что в этом плане мы ограничены: Новокузнецк окружен горной тайгой, и мест для православного поклонения очень мало. За городом, в селе Ильинка, у нас есть один из красивейших в Сибири храмов — Илии Пророка, на 517-м километре шоссе — братская могила новомучеников, расстрелянных в тридцатые годы, несколько святых источников — святого Пантелеимона, Петра и Павла. И все. Зато щедрая природа: тайга, гора Мустаг, дикие улусы, где до сих пор нет электричества. Туда можно попасть только на лодке или вертолетом, да и то несколько месяцев в году. Такого в европейской России вряд ли встретишь. Жители этих сел никогда в глаза не видели священника. Вот где щедрое поле для миссионерской деятельности. Поэтому миссионерство — еще более перспективная часть нашей работы, чем паломничество.
— Какие трудности подстерегают молодого клирика в молодом храме?
— Не буду говорить о трудностях материального порядка — они есть в каждом новом храме. Нам не хватает опыта. Мы хотим научиться, вокруг чего можно собрать молодежь, как лучше использовать ее лучшие качества — жертвенность, энергию, оптимизм. В этом плане мне очень интересен и важен опыт первого российского домового храма — святой мученицы Татианы при МГУ.
— Новокузнецк — город, построенный при советской власти, где не было ни одной церкви. Что изменилось за последние десять лет?
— Когда в тридцатые годы шло строительство нашего «города-сада» (помните, знаменитые некогда стихи Маяковского «Через четыре года здесь будет город-сад»?), то, конечно, ни о какой духовной жизни речи не было. Сегодня же в Новокузнецке и окрестностях двадцать храмов. Когда в советскую эпоху боролись с Церковью, многие храмы переоборудовали под клубы, кинотеатры и театры. У нас в городе обратная ситуация: поскольку исторических зданий церквей не было и нет, сейчас клубы переоборудуют под храмы. Например, храм Иоанна Воина был шахтерским клубом, храм святителя Софрония — бывший кинотеатр, Петропавловский храм вырос из недостроенного училища. Да и наша домовая церковь — коридор, который был на ее месте, раньше соединял университет с дискотекой, а теперь — разделяет. Конечно, не все храмы города переоборудованы из кинотеатров и клубов — строятся и новые церкви. Хочется, чтобы они были полны молодых людей.