Памятник русской славы
Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе сокола, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове
Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе сокола, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.
На северо-восточной окраине Москвы, там, где река Чермянка впадает в Яузу, расположен замечательный памятник русского каменного шатрового зодчества первой трети XVII века церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Медведкове. Этот храм памятник национального объединения России, одоления Смуты, зримое воплощение политических и культурных достижений России второй четверти XVII века.
Само название «Медведково» как подмосковной вотчины известно с начала XVI века. Им владел боярин В. Ф. Пожарский, отличавшийся необыкновенной силой и прозванный потому Медведем. От прозвища владельца местность и получило свое название, сохраняющееся до сих пор: Медведково.
В начале XVII в владельцем Медведкова стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, человек, сыгравший уникальную роль в деле спасения Отечества от иностранной интервенции. В решающий период Смутного времени именно на территории бывшего села Медведкова народное ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина сделали последнюю остановку перед решающей битвой с поляками за Москву. На этом месте русское воинство молилось о победе и поклялось либо погибнуть, либо освободить столицу Родины от захватчиков. Поляки и русские сражались с крайним ожесточением, ибо победа каждой стороны означала либо победу России, либо ее поражение. Москва была взята русскими. Так Медведково внесло свою лепту в историю Смутного времени.
После окончания Смуты ее герой Дмитрий Пожарский делает Медведково своей главной подмосковной резиденцией. В память о событиях Смутного времени Пожарский в 1620 г. ставит в Медведкове деревянную шатровую церковь Покрова Богородицы. Храм имел один предел во имя св. Петра Александрийского.
Выбор названия медведковской церкви не случаен. В средневековье каждый шаг в жизни человека осмысливался, ничего не было случайным; за каждым названием и наименованием стояла память о том или ином событии. Для такого мемориального памятника, каким стала медведковская церковь, это было крайне важно и актуально.
Возведение храмов в честь Покрова было инициировано царствующими Романовыми (так как победа имела крайне важное значение для укрепления новой династии на троне) строительством церкви Покрова в их родовой вотчине селе Рубцове, и подхвачено И. Н. Романовым, Ф. И. Мстиславским, Д. М. Пожарским, построившими в 1618 — 20-х гг. деревянные Покровские храмы в своих вотчинах (соответственно Измайлове, Филях, Медведкове). Позднее перестроенные в каменные, все три храма сохранились до сих пор и несут память потомкам о тех далеких событиях.
Выбор местоположения медведковской церкви с точки зрения сакральной топографии тоже очень важен и примечателен. Она расположена на пути от Москвы к Троице-Сергиеву монастырю, главному монастырю страны, стойко сражавшемуся с интервентами в Смуту, бывшим во многом духовным центром сопротивления и единения русских сил.
В 1634-1635 годах Дмитрий Пожарский перестраивает церковь в каменную, любоваться которой можно и сегодня. Перестройка храма также была связана с важными событиями в жизни страны и самого Пожарского. В 1634 г. между Россией и Польшей был заключен Поляновский мир, согласно которому польский король отказывался от своих притязаний на Москву. А для Пожарского это событие означало закрепление плодов победы в деле освобождения Родины от чужеземного ига. Кроме того, начало 30-х годов ознаменовалось в жизни Пожарского событиями личного характера: окончанием трудного воеводства в Новгороде, напряженными военными действиями против поляков под Можайском и Смоленском, смертью горячего любимого сына Федора и близкого ему по духу патриарха Филарета, отца-родоначальника новой династии Романовых. Все это вместе и вызвало желание Пожарского обновить медведковский храм, связав его с общими идеями национального масштаба и наиболее значительными событиями своей жизни.
Ныне существующий храм является прекрасном образцом древнего шатрового зодчества. Это один из последних в московском зодчестве одношатровых храмов, строительство которых «как не соответствующих церковному чину» было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. На колокольне сохраняется надпись о том, что это село принадлежало Дм. Пожарскому. Князь заказал и колокола с надписями, повествующими о истории создания церкви и ее владельце. Стоящая на крутом берегу Яузы, церковь Покрова была и является главным украшением Медведкова.
В связи с конструктивными особенностями церкви в ней два храма: главный верхний во имя Покрова и нижний теплый во имя иконы Божией Матери Знамение. История пределов такова: после сооружения храма в 1634-1635 гг. их было три: Знамения, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина. Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: Знаменская икона была и есть главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли от врагов, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин (об Антониевом монастыре в Новгороде см. ТД 6 от 1996 г.) — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраинах города монастыри, существующие и по сей день.
В 1652 г. храму выдана грамота на освящение престола во имя 9 мучеников Кизических. И опять выбор совсем не случаен. Почитание 9 мучеников Кизических было крайне редким на Руси. Память приходится на 29 апреля ст. стиля. А князь Дм. Пожарский умер на 9 день после этого праздника (20 апреля 1642). И ровно через 10 лет после кончины князя и была выдана грамота на освящение нового престола. Так в медведковской церкви была увековечена память кончины героя Смутного времени. Опись храма за 1690 г. указывает на наличие тех самых четырех приделов, которые сохраняются и доныне: вверху — главный во имя Покрова и боковые: северный 9 мучеников Кизических и южный преп. Сергия, основанный в том же 1690 г. Внизу теплый храм во имя Знаменской иконы. Престол преп. Сергия Радонежского был основан уже Голицыным.
Дальнейшая история села такова. Род Пожарских пресекся на его внуке Юрии Ивановиче (1682). Село отошло в казну, и в 1687 г. царевна Софья жалует им своего фаворита князя Василия Васильевича Голицына, владевшего им до петровской опалы в 1690 г. При нем происходит расцвет Медведкова. Голицын обратил особое внимание на украшение храма. Именно он был инициатором переименования приделов в настоящем виде, а также пригласил артели мастеров для создания сохраняющихся до сих пор иконостасов.
Великолепный пятиярусный иконостас главного храма относится к концу XVII века. В его создании предположительно принимал участие знаменитый белорусский мастер Карп Золотарев, создавший в те же годы иконостас в известной и прославленной русской церкви, шедевре «нырышкинского барокко» храме Покрова в Филях. Иконостас нижнего храма создан примерно в то же время, что и верхний: по стилевых особенностям можно говорить, что и его создавал Карп Золотарев или его ученики.
Софья любила Медведково и часто бывала здесь летом. Прогулявшись по прекрасной березовой рощице, тут же можно было наловить разводимой в пруду самой разной рыбы, покормить прекрасных лебедей и оленей, покататься по живописным окрестностям на породистых лошадях, а затем отдохнуть в прекрасном дворце.
Любила Софья и медведковскую церковь, подолгу стояла на службах. Будучи художественно одаренной, именно для этой церкви в 1681 г. Софья создала прекрасные цветные миниатюры к напрестольному Евангелию, хранившемуся в церкви. Сейчас Медведковское напрестольное Евангелие 1681 г., вошедшее в кладовую русского искусства и культуры, находится в Историческом музее.
Однако стремительный расцвет Медведкова, начавшийся при Голицыне, был недолгим. В 1690 г. не по летам развитый Петр I достиг совершеннолетия и должен был стать царем. Но Софья, официально бывшая регентшей при братьях, не желала передавать престол возмужавшему Петру (слабоумный Иоанн в расчет не принимался). Был составлен заговор с целью устранения Петра.
Однако будущий преобразователь России сумел вовремя его раскрыть и обезвредить заговорщиков. В их числе был, конечно же, и столь милый ее сердцу В. В. Голицын. Именно отсюда, из любимого Медведкова, взятый под стражу Голицын был доставлен в Троице-Сергиеву лавру к Петру, где бывшему всесильному фавориту было объявлено о лишении боярского сана, всех привилегий и ссылке в Каргополь. А Медведково вместе со всеми другими владениями было отписано согласно распространенной тогдашней практике на государя. В том же году, после опалы Голицына, была составлена подробнейшая опись имения, из которой и известно о расцвете Медведкова при Голицыне.
Конфискованное село Петр передал своему дяде Л. К. Нарышкину, в роду которых оно было больше века: с 1691 по 1795 год. При них село пришло в упадок. Так, в 1704 году в Медведкове жило всего лишь 8 крестьян да 9 солдат, дежуривших на заставах Троицкой дороги.
В начале XIX века образ жизни в селе меняется в лучшую сторону, идет приток населения. Дворяне и фабриканты, владевшие селом, заселяют его купленными крепостными. Так, при помещике Шмидте в 1809 г. в Медведкове жило уже 205 крепостных. Затем в 1812 г. Шмидт продал его купцам А. Г. Сунгурову и Н. М. Гусятникову, которые поделили территорию имения, причем собственно Медведково осталось у роду Сунгуровых (до 1890 г.). Последним владельцем села был Н. М. Шурупенков.
Со второй половины XIX в. Медведково начинает все больше превращаться в популярную дачную местность Ближнего Подмосковья, а бывшие крепостные начинают сдавать свои дома на лето приезжающим из Москвы дачникам. Здесь отдыхали художники К. Коровин и М. Врубель, а будущий поэт В. Брюсов, будучи одиннадцатилетним мальчиком, в 1884 г. оставил восторженный детский отзыв для детского журнала «Задушевное слово» о прекрасном времяпрепровождении в Медведкове. Удостоилась церковь Покрова запечатления и в живописи. В московском музее В. А. Тропинина и художников его времени есть картина В. Е. Раева (1808-1871), изображающая церковь вместе с живописными окрестностями.
После 1917 г. жизнь Медведкова разительно изменилась. В бывшей усадьбе размещались различные конторские учреждения.
В советское время храм не закрывался, но службы до Великой Отечественной войны шли лишь в нижнем теплом приделе. После 1945 г. храм был отремонтирован, так что служить стали и в верхней церкви под руководством его долголетнего настоятеля архимандрита Сергия (Савельева). Он же указал сделать надпись «КРЕСТ — ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ» на большом безыменном мраморном кресте, найденном среди остатков медведковского кладбища, после чего крест был водружен перед церковью.
В 1960 г. после строительства Московской кольцевой автодороги Медведково вошло в состав Москвы, а вскоре стало районом массовой застройки. С начала 1970-х гг. село начали постепенно сносить и через десять лет полностью уничтожили. На его месте вырос один из крупнейших «спальных» районов Москвы с населением свыше 200 тысяч человек.
Сохранившаяся от села церковь является ярким и главным украшением огромного района, сплошь застроенного маловыразительными «коробками». И она может очень много рассказать о славном прошлом нашего Отечества заинтересованному слушателю.