Письмена природы

Еще древние полагали, что человеку для познания Бога, себя и своего места во Вселенной даны две книги: одна — из букв составленная, Писание; другая — окружающий мир. К этой мысли довольно часто обращался в своих произведениях известный аргентинский писатель X. Л. Борхес, большой любитель такого рода идей. В своем эссе «О культе книг» он приводит следующее высказывание Галилея: «Философия записана в грандиозной книге, раскрытой перед нашими глазами (я разумею Вселенную)…» Много писали об этом и христианские авторы. Вот цитата из одного произведения: «Создатель сочинил как бы книгу из двух листов, т. е. неба и земли, состоящую». (Святитель Тихон Воронежский «Сокровище духовное, от мира собираемое»). И далее: «Как купец от различных стран собирает различные товары и в дом свой приводит, так и христианину можно от мира сего собирать душеполезные поучения». Природа — книга, которую могут читать люди всякого рода и племени, грамотные и неграмотные. Однако ее письмена не так просты, и требуется некоторое умственное и духовное усилие или же озарение свыше, чтобы понять заложенную в ней премудрость. Попробуем же просмотреть несколько страниц этой книги, воспользовавшись небольшим стихотворением в прозе святителя Игнатия Брянчанинова.

В. Т.

Свят. Игнатий (Брянчанинов)

Димитрий Александрович (Брянчанинов) (мирское имя), от природы наделенный способностью литературного творчества, любил созерцать картины природы и извлекать содержание для своего богомыслия, которое и изображал искусным пером.

Димитрий Брянчанинов учился в Главном военном инженерном училище в Санкт-Петербурге, где его редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей. Имел он успехи и в светском обществе. На литературных вечерах у тогдашнего президента Академии художеств Оленина он был любимым чтецом, а поэтические и литературные дарования приобрели ему внимание знаменитостей литературного мира: Гнедича, Крылова, Батюшкова и Пушкина. Кроме того, Брянчанинов находился под особым покровительством Императора Николая Павловича и Императрицы Александры Федоровны, что впоследствии вызвало большие трудности для принятия им монашества…

Из «Жизнеописания епископа Игнатия Брянчанинова» Жизнь св. Игнатия и его друга Михаила Чихачева легла в основу рассказа Н. С. Лескова «Инженеры — бессребреники».

Сад во время зимы

В 1829 году проводил я зиму в Площанской пустыни. В тихую погоду, в солнечные ясные дни, выходил я на крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным покрывалом; кругом все тихо, какой-то мертвый и величественный покой. Это зрелище начало мне нравиться; задумчивые взоры невольно устремлялись, приковывались к нему, как бы высматривая в нем тайну. Однажды сидел я и глядел пристально на сад.

Внезапно упала завеса с очей души моей; пред ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение я прочитал в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению. Если б мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами; неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей»?

Они оживут, облекутся плотию; в новом виде вступят в новую жизнь и в новый мир. Как древа, не выдержавшие лютости мороза, утратившие сок жизненный, при наступлении весны посекаются, выносятся из сада для топлива, так и грешники, утратившие жизнь свою — Бога, будут собраны в последний день этого века, в начатке будущего вечного дня и ввергнуты в огнь неугасающий.

Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог — всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно, чудес нет для Него. Слабо помышление человека; чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божие, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, — дела дивные, чудеса великие, непостижимые.

И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его преобразовательным, таинственным действием!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале