Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие
Игумену Эмилиану удается сказать предельно просто о самом сложном. Благодаря двум талантам — проповедническому и подвижническому — он говорит о том же, что и Святые отцы нашей Церкви, но на современном и доступном для нас языке, насыщенном притчами и зачастую неожиданными сравнениями из повседневной жизни.
Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. — 416 с.
ISBN 5-901836-07-3
Перевод: Волков А. А., Грацианский М. В., Маслова А. Ю., Никифорова А. Ю. (Московский государственный университет).
Общая редакция перевода: Мартынова М. П., Никифорова А. Ю.
Рецензент: доктор А.-Э. Н. Тахиаос, профессор Богословского факультета Фессалоникийского университета, президент Греческой Ассоциации славистов
Благословение женского монастыря Благовещения Божией Матери (Ормилия, Греция), подворья монастыря Симонопетра (Святая гора Афон)
Содержание:
Предисловие редактора 6
Глава 1. БОГОПОЗНАНИЕ 9
Познание Бога в смирении 11
Вечный брак 46
Престол Божий 76
Наставление о молитве 100
Богословие и жизнь 145
Глава 2. БОГОСЛУЖЕНИЕ 173
Церковь — Тело Христово 175
Литургия и жизнь 193
Краткое изложение Божественной литургии 213
Божественная литургия 227
Приготовление к богослужению 253
Христос во мне 266
В храме 288
Общение двух миров 298
Глава 3. БОГОМЫСЛИЕ 309
Жизнь Святой Горы и человеческое общество 311
Молитва на Святой Горе вчера и сегодня 342
Монашеское житие: дом Бога и врата Небес 367
Предисловие редактора
Перевод трудов архимандрита Эмилиана, почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, можно сравнить с работой реставратора, расчищающего древнюю икону или стенопись. Вначале образ сокрыт от мастера. Но постепенно, шаг за шагом снимая темные слои живописи, художник видит Божественный лик Небесной красоты. Так, преодолевая слово за словом, мы складывали дивную мозаику из жемчужин духовного опыта старца. Размышления греческого игумена о сущности Православия позволили нам прикоснуться к таинству близости многих и многих людей, отделенных друг от друга языками, континентами и столетиями, но единых в Церкви.
Переводить проповеди игумена Эмилиана было страшно и увлекательно. Страшно потому, что мы столкнулись с трудами не просто высокообразованного и наделенного даром красноречия богослова, но монаха и аскета, потом и кровью собственного подвига познавшего теологические доктрины. Его слова надежны и обладают особой простотой и глубиной, ибо передают не умозрительную теорию, но путь страданий человеческой души, устремленной к Богу. Поэтому у нас не раз возникало сомнение: а имеем ли мы ту меру понимания рассуждений архимандрита Эмилиана, чтобы с дерзновением перекладывать их на другой язык?! Увлекательно потому, что непредсказуемо. Начиная фразу, мы как бы ступали на тропу, ведущую к хорошо различимому вдали ориентиру, но идти приходилось нехожеными дорожками. Поэтому не хотелось отрываться, пока не ставилась последняя точка.
Игумену Эмилиану удается сказать предельно просто о самом сложном. Благодаря двум талантам — проповедническому и подвижническому — он говорит о том же, что и Святые отцы нашей Церкви, но на современном и доступном для нас языке, насыщенном притчами и зачастую неожиданными сравнениями из повседневной жизни.
Для издания, которое вы держите в руках, мы выбрали из сокровищниц аввы Эмилиана шестнадцать его слов. В них говорится о возможности встречи со Христом здесь и сейчас для каждого, участвующего в таинствах Церкви, о реальности богопознания и преображения своей природы из греховной в чистую и богоподобную (главы «Богопознание» и «Богослужение»). Заключительная глава «Богомыслие» посвящена особенностям иноческой жизни на Святой Горе. О чем бы ни говорил архимандрит Эмилиан, его мысль постоянно возвращается к молитве, без которой, он полагает, невозможна полноценная жизнь во Христе.
Хотя эти проповеди были произнесены при разных обстоятельствах и в различных аудиториях — перед иеромонахами афонского монастыря Симонопетра, перед студентами и преподавателями богословских факультетов, перед сестрами окормляемого старцем Благовещенского монастыря в Ормилии, перед мирянами, — каждый читатель отыщет в них духовное семя, посеянное ради него.
Издание осуществлено по инициативе и при поддержке Александра Анатольевича Малышева, посетившего Афон весной 2002 года и получившего благословение нынешнего игумена монастыря Симонопетра, его Высокопреподобия схиархимандрита Елисея на перевод трудов архимандрита Эмилиана.
Отрывок
Глава 1. Богопознание, Наставление о молитве
Сегодня мы поговорим об одной важной стороне духовной жизни, к которой нас подводит Постная Триодь, особенно же ее начало, — о молитве.
Да знаем ли мы, что такое молитва, и умеем ли мы молиться? С детских лет нас учили молиться, но идет ли наше моление по правильной дороге? Молитва — это путь души к Богу, она имеет своей целью достижение Его и соединение с Ним. Если маршрут выбран неверно, то автомобиль, или судно, или любое средство передвижения никогда не придет к пункту своего назначения. Если наша душа во время молитвы ступит на витиеватый путь, она никогда не придет к Богу и будет подобна лодочнику, который не занимается ничем другим, кроме гребли, но в результате кружится вокруг одного и того же места. То же можем испытать, сами того не осознавая, и мы. Так давайте разберемся — достигает ли цели наша молитва?
Совершенно очевидно, что не наученный молитве человек по сути дела несчастен. У него нет возможности прожить жизнь полноценно. Даже став монахом, он все равно будет земным, а не Небесным человеком; более того, он не сможет уподобиться ангелам, не овладев правилами пользования молитвой — этим замечательным средством передвижения и мореплавания по ангельскому миру.
Сколь неизмерима наша беда, и вы это чувствуете, если мы не умеем молиться. Неизмерима! Это наибольшее из всех зол Для нас. Его невозможно сравнить с каким-либо другим. Если предположить, что взорвутся звезды и миры между ними, и все, вверху и внизу, обратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергаемся мы, когда не умеем молиться. Опасность неминуема для нас в случае такого духовного невежества.
Что такое молитва? Это колесница души, сказали мы; давайте скажем еще и так: это то состояние, в котором пребывает душа. Как легкие вдыхают воздух? Точно так же и душа дышит молитвой. Почему мы пришли в монастырь? Потому что здесь царит молитвенная атмосфера и все совершается через молитву. Если же молитва не творится или творится неправильно, то как нам стать людьми духовными? Правильная молитва все приводит в порядок, отгоняет любые трудности, проблемы, мучения, грехи — все улаживает; и еще она способна творить чудеса на нашем пути, в подвиге и в жизни.
Если мы не имеем внутри себя богатств Духа, радости и мира, если у нас нет немедленно осязаемых, явных, великих плодов, то причиной этому наше собственное нежелание этих плодов либо неумение молиться. Вы желаете и не имеете, как дивно сказал брат Христов Иаков, а не имеете, потому что не просите (Иак. 4:2). Дело в том, что мы не просим, а если и просим, то плохо. Вы просите не на добро (Иак. 4:3), продолжает апостол.
Нам, монахам, более, чем другим, свойственно умное делание, Иисусова молитва. С особым усердием творим ее мы в дни Великого поста. Сегодняшняя проповедь имеет вводный характер, поэтому прежде чем углубиться в теорию умного делания, давайте скажем о молитве в целом. Ибо молитва — это все. Коль скоро я не умею молиться, как я уже говорил, то ничего и не делаю; и все заканчивается катастрофически, то есть саморазрушением.