Подвижницы благочестия земли Русской. История женской русской святости Х-ХХ веков

В книге собраны жития святых жен Руси, начиная со святой равноапостольной великой княгини Ольги и до святых царственных мучениц XX столетия. Воспитать в своем сердце высокие христианские добродетели нам помогает назидательное чтение жизнеописаний святых подвижниц. Каждая из них была призвана Богом к своему особому служению, но всех их объединяет горячая любовь к Отечеству и Русской Православной Церкви.

Подвижницы благочестия земли Русской. История женской русской святости Х-ХХ веков. — М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. — 160 с.

ISBN 5-901836-02-2

По благословению Высокопреосвященнейшего Александра Архиепископа Костромского и Галичского

Вступление:

Уважаемые православные читатели!

Издательство храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета предлагает вашему вниманию книгу «Подвижницы благочестия земли Русской». В ней собраны жития святых жен Руси, начиная со святой равноапостольной великой княгини Ольги и до святых царственных мучениц XX столетия.

Святой апостол Петр так обращается к женщинам-христианкам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3: 3-4).

Воспитать в своем сердце высокие христианские добродетели нам помогает назидательное чтение жизнеописаний святых подвижниц. Каждая из них была призвана Богом к своему особому служению, но всех их объединяет горячая любовь к Отечеству и Русской Православной Церкви.

Книга напоминает нам о том, что подлинное христианское воспитание невозможно без жертвенного подвига служению Богу и ближнему. И взойти на стезю христианской жизни необходимо уже с юных лет. Символично, что девизом православного молодежного движения стали слова апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10).

Надеюсь, что книга «Подвижницы благочестия земли Русской» найдет в сердце православного читателя благодарный отклик.

С уважением,

Председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский

Оглавление:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга 7
Святая преподобная благоверная княгиня Анна Новгородская 16
Святая преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая 27
Святая благоверная княгиня преподобная Феврония Муромская, в иночестве Евфросиния 38
Святая преподобная благоверная княгиня Харитина Литовская 42
Святая преподобная благоверная княгиня Евфросиния Суздальская 45
Святая преподобная схимонахиня Мария, мать преподобного Сергия Радонежского 59
Святая преподобная благоверная княгиня Анна Кашинская 67
Святая мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская и Новоторжская 74
Святая преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская 79
Святая праведная Гликерия, дева Новгородская 83
Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская 86
Святая праведная Иулиания Лазаревская и Муромская 89
Святая праведная София, княгиня Слуцкая 99
Святая блаженная Ксения Петербургская 104
Святые Царственные Мученики 111
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета 122
Святая преподобномученица Варвара 127
Святая игумения Арсения 129
Святая игумения Серафима (Сулимова) 133
Святая мученица Надежда 138
Святая мученица Анна 141
Святая блаженная Матрона Московская 145

Отрывок:

Святая праведная СОФИЯ, княгиня СЛУЦКАЯ

(† 1612 г., память 19 марта (1 апреля))

Святая София родилась 1 мая 1585 года, происхождение ее рода ведется от Великих князей Киевских и Литовских. Потомками этой династии являлись князья Олельковичи, владевшие княжеством Слуцким до 1612 года (до кончины святой Софии Слуцкой).

Князья из рода Олелько стремились поддерживать тесные связи с Московским княжеством. Центром духовной связи двух княжеств становится с XI века Свято-Троицкая обитель, расположенная в Слуцке, вскоре после этого были построены и Свято-Ильинский и Спасо-Преображенский монастыри. В Троицком монастыре была переведена Слуцкая Псалтирь, датируемая XI веком. Киевские митрополиты, как правило, назначали настоятелей в эти монастыри. В Слуцке XVI века было уже 15 храмов. Князья из рода Олельковичей отличались благочестием в семейной жизни и радели о своем народе. В этой обстановке и родилась святая София.

Но княжить ей пришлось в другие времена. Уния 1596 года надолго изменила церковную жизнь этого края земли Русской. Первые деятели унии с такой энергией распространяли ее решения, что удивили даже католиков. Многие православные храмы отдавались униатам, а новые церкви строились похожими на костелы. Иконостасы заменялись ширмами, которые можно было легко снять, если в храме собирался служить католический священник. На хорах церквей устанавливались органы. Уния быстро распространилась на всю Пинско-Туровскую епархию. Православным оставался лишь город Слуцк как монастырский центр.

Святая княгиня София проявила свою верность православию еще в юном возрасте. Она рано осталась сиротой. Когда ей был всего один год, умер ее отец Юрий Юрьевич, в 1591 и 1592 годах — ее дяди Александр и Ян-Симеон. Малолетняя София стала наследницей всего княжества.

По мере взросления святая София видела, как упорно католическое вероучение вытесняет православие. Чтобы противостоять этому давлению, княгиня София обвенчалась по православному обряду с князем Янушем Радзивиллом. Венчание состоялось 1 октября 1600 года в одном из соборов Бреста. Для этого потребовалось получить разрешение на брак от Римского папы. Януш дал также согласие воспитывать будущих детей в православии, но постоянно ощущал давление со стороны католической церкви и был вынужден обратиться к кальвинизму.

Единственной отрадой и утешением была для княжны православная вера. Во всех печалях своих обращалась она к Богу для преодоления раздвоенности и раздробленности душевных сил. Скорби и испытания княгиня воспринимала не как случайность, она черпала в них живительную силу. Святая София — живой пример преданности православию. Оставшись круглой сиротой в младенчестве, она не только не потеряла веры предков, но и активно противостояла унии.

Монастыри и храмы города, Слуцкое Спасо-Преображенское Братство стали центром сплочения православных людей. С началом распространения унии ей стал противодействовать народ, объединившийся в церковные общества и братства. Такие братства появились в Киеве, Вильнюсе, Львове, Луцке, Могилеве, Орше, Бресте, Пинске, Бельске, Минске.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале