Всенощное Бдение С. В. Рахманинова на богослужении
В 2001 году в день памяти одного из небесных покровителей университетского храма мученицы Татианы святителя Филарета, митрополита Московского, произошло событие пока редкое для жизни церковной и музыкальной: в этот день на торжественном богослужении прозвучали полностью Песнопения Всенощного бдения Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943).
Всенощное Бдение С. В. Рахманинова на богослужении
Храм св. мц. Татианы Московского университета
День памяти свт. Филарета Московского 1 декабря 2001 года
Регент Екатерина Малеина
Выпушено на аудио-кассетах и компакт-дисках.
Аннотация:
В 2001 году в день памяти одного из небесных покровителей университетского храма мученицы Татианы святителя Филарета, митрополита Московского, произошло событие пока редкое для жизни церковной и музыкальной: в этот день на торжественном богослужении прозвучали полностью Песнопения Всенощного бдения Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943).
Песнопения Всенощного бдения, Ор. 37 (1915 год) — выдающееся произведение русской музыки, исполняемое в концертах и записываемое в студиях многими хорами мира. Необходимо, однако, рассматривать его не только с чисто музыкальной, но и особенно с музыкально-литургической точки зрения в целом комплексе возгласов, чтений и гласовых песнопений, не обозначенных в партитуре Рахманинова.
Хотя отдельные песнопения Рахманинова прочно вошли в репертуар лучших церковных хоров, целиком это произведение крайне редко звучит на службе, прежде всего из-за своей сложности для исполнителей.
Для своего сочинения, написанного для Синодального хора и исполненного им под управлением знаменитого регента В. М. Данилина, Рахманинов взял уставные мелодии знаменного, греческого и киевского роспевов из богослужебных синодальных певческих изданий Обихода. Они используются в девяти из пятнадцати песнопений цикла. При этом Рахманинов отказался от хоральной гармонизации, заимствованной из немецкой традиции и устоявшейся в русской церковной практике с XVIII века. Основной, уставный напев делается в обработке Рахманинова более рельефным и выразительным в полифоническом разнообразии большого хора, но не теряет своего главенства. Он как бы ведет за собой все голоса, оставляя при этом каждому его самостоятельность.
Как писал известный исследователь русской духовной музыки Иван Гарднер, «в новизне музыкальной фактуры старина слышится. От всего произведения веет настроением древних московских кремлевских соборов… Чтобы понять богослужебность этого произведения Рахманинова, необходимо слышать исполнение этого опуса соответствующим хором и во время самого богослужения, в соответствующей обстановке. Своим «Всенощным бдением» Рахманинов, несомненно, должен был открыть новый этап русской хоровой богослужебной композиции и обработки уставных напевов для хора».
Святитель Филарет (Дроздов, 1782-1867) - не только крупнейший иерарх Русской Церкви и масштабная фигура отечественной истории. Он один из просвещеннейших людей XIX столетия и епископ города Москвы, непосредственно связанный с университетским храмом. В 1837 году он освящал этот храм, а впоследствии неоднократно служил в нем. Сегодня ему посвящен один из престолов храма.
Музыка Рахманинова, как мы надеемся, находится в таком русле восприятия церковной традиции, в каком оно было свойственно святителю Филарету: не охранительное воспроизведение форм, а применение многовекового опыта церковной культуры к конкретной эпохе, стране, в конечном счете, к каждому человеку.
Содержание:
1. Приидите, поклонимся
2. Благослови, душе моя, Господа
3. Блажен муж. Малая ектения. Господи, воззвах
4. Стихиры на «Господи, воззвах…»
5. Стихира на «И ныне…» Свете тихий
6. Стихира на литии
7. Стиховня
8. Стиховня
9. Ныне отпущаеши
10. Богородице Дево, радуйся
11. Богородице Дево, радуйся
12. Тропарь св. Филарету. Благословение хлебов
13. Малое славословие
14. Хвалите имя Господне
15. Величание св. Филарету. Благословен еси, Господи
16. Степенна «От юности моея…»
17. Прокимен, Евангелие. Воскресение Христово видевше
18. Величит душа моя Господа
19. Великое славословие
20. Тропарь воскресный «Днесь спасение…»
Исполнители:
Хор храма св. мц. Татианы
Регент Екатерина Малеина
Сопрано: Екатерина Анапольская, Наталья Васильченко, Наталья Воронюк, Анна Соколова, Лидия Токарская;
Альт: Татьяна Ключева, Нина Лебедева (соло в 2), Елена Русских, Марьяна Рыжак;
Тенор: Дмитрий Зинков, Дмитрий Ключев (соло в 5, 14), Владимир Курило;
Бас: Семен Вселюбский, Антон Морозов, Валерий Планкин, Борис Чепиков, Евгений Чепиков.
Молодежный хор Храма св. мц. Татианы:
Регент Ольга Сдвижкова 4, 6, 9, 15, 16