Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы

Аудиозаписи богослужений на праздники Покров Пресвятой Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы. В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.

Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.

В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.

Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.

Содержание

Сторона А — Покров Пресвятой Богородицы
(из праздничного Всенощного бдения)

Из Великой вечерни:
1. Стихиры на литии
2. Стихиры на стиховне
3. «Ныне отпущаеши…»
4. Тропарь праздника
5. Благословение хлебов
6. Малое славословие

Из утрени:
7. «Бог Господь и явися нам»; тропарь праздника
8, Полиелей
9. Величание
10. Прокимен
11. Евангелие (Лк. 1: 39-49)
12. Проповедь (прот. Максим Козлов)
13. Кондак праздника

Сторона Б — Введение во храм Пресвятой Богородицы
(из праздничного Всенощного бдения)

Из Великой вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах…»
2. Стихиры на литии
3. Стихиры на стиховне
4. Тропарь праздника

Из утрени:
5. «Бог Господь и явися нам»; тропарь праздника
6. Величание
7. Прокимен
8. Евангелие (Лк. 1: 39-49)
9. Проповедь (прот. Максим Козлов)
10. 3-я песнь катавасии Рождества Христова
11. Припевы на 9-й песне и 9-я песнь катавасии Рождества Христова
12. Светилен
13. Стихира на хвалитех
14. Тропарь праздника

О празднике Покрова Пресвятой Богородицы
14 (1) октября

Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери 1 октября 910 года во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза и пояс Богородицы. Во время всенощного бдения народ, собравшийся в храме, усердно молился о помощи и спасении: город был окружен сарацинами и мог не выдержать осады. Среди молящихся был блаженный Андрей, Христа ради юродивый (по преданию — славянин), со своим учеником Епифанием. В четвертом часу ночи, как сказано в житии, видит он величественную Жену, шествующую по воздуху с сонмом ангелов и святых. Преклонив колени, Божия Матерь со слезами долго молилась, а затем сняла со своей головы покрывало (покров, омофор), блистающее как молния, и распростерла его над всем стоящим народом. Св. Андрей и Епифаний, изумлённые чудесным явлением, поведали о нем всем. Помощь Божией Матери не замедлила последовать — враги без всякого кровопролития отступили от города.

Русская Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы с XII века. Само духовное содержание праздника указывает нам на постоянное непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Её усердное заступничество за нас пред Сыном Своим и Богом Нашим. О великом смысле этого праздника писал прот. Сергий Булгаков: «Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь и всегда и всюду до скончания века. И не только над присутствующими тогда… простерся ее Покров, но и над всем родом человеков и над всем миром и над нами грешными сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери… Божия Матерь посредствует между землей и небом. …Она есть любовь и милосердие, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство».

Покров Божией Матери — один из самых любимых и почитаемых церковных праздников на Руси, воспринимаемый народом еще и как праздник покровительства браку. Православные люди ощущают простертый над собой покров Царицы Небесной — защиту и избавление от всякой нужды и печали.

Тропарь, глас 4-й

Днесь, благодарении людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избами нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь предстоит в Церкви и лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

О празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря (21 ноября)

Святые Родители Пречистой Девы Иоаким и Анна, испрашивая у Бога рождение ребенка, дали обещание посвятить родившееся дитя служению Господу. Поэтому, когда Деве Марии исполнилось три года, Ее тожественно повели в Иерусалимский храм. На пороге храма Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников. Они увидели великое знамение — трехлетняя Мария без посторонней помощи легко поднялась по высоким недоступным для ребенка ступеням лестницы ко входу в храм. Изумленный виденным и по особому внушению Божию первосвященник ввел Пресвятую Деву во «Святая святых» — самое священное место храма, куда женщины не допускались и куда он сам мог заходить лишь один раз в год. Это событие было настолько необычным, что удивились не только люди, но и ангелы: «Ангели вхождение Пречистыя зрящее, удивишася како Дева вниде во Святая святых?» (из 9-й песни 1-го Канона празднику). Это прообразовало грядущее служение Девы Марии делу спасения мира, Ее величайшую духовную высоту и чистоту.

Праздник в воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм учрежден Церковью с древних времен. Существует предание палестинских христиан о построении св. равноапостольной царицей Еленой в Святой Земле церкви Ведения во храм Пресвятой Богородицы в IV веке. Святитель Григории Нисский (IV в.), патриархи Герман и Тарасий оставили поучения на этот праздник. В IX веке Георгии Никомедийский и император Василии Македонянин составили некоторые песнопения для богослужебного последования праздника.

С этого дня на утрене начинают звучать песнопения из праздничной рождественской службы как предчувствие и предвосхищение грядущего дня Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Праздник Введения показывает нам как с первых своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Дева вступает в те глубины молитвы безмолвия благоговения любви чистоты, которые составляют подлинное Святое святых. Поэтому день этот мы должны воспринимать и отмечать как начало нашего спасения.

Тропарь, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предобра женив и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают Ангели Божий: Сия есть селение небесное.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале