Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление, Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.
В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.
Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.
Содержание
Сторона А — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление
Из Великого повечерия:
1. «С нами Бог» (В. Зиновьев)
2. Тропарь праздника
3. Кондак праздника
4. Стихиры на литии
5. Стихиры на стиховне
Из Утрени:
6. «Бог Господь и явися нам». Тропарь праздника
7. Полиелей (А. Разиньков)
8. Величание
9. Степенна (А. Третьяков)
10. Прокимен
11. Евангелие (Мк. 1:9-11) Евангельская стихира по 50-м псалме.
12. Проповедь (прот. Максим Козлов)
13. 1-й ирмос Канона (М. Лирин)
Сторона Б — Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Из Вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
2. Стихиры на стиховне
3. «Ныне отпущаеши» (М. Строкин)
Из Утрени:
4. «Бог Господь и явися нам». Тропарь праздника
5. Величание
6. Степенна (автор неизв.)
7. Прокимен
8. Евангелие (Лк. 2:25-32)
9. 1-ая песнь Канона
10. Стихиры на хвалитех
11. Проповедь (прот. Максим Козлов)
Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 (6 января)
Оба названия этого великого праздника отражают одно событие — Крещение Иисуса Христа, которое Он принял от Иоанна Предтечи и во время которого Дух Святый снизошел на Богочеловека в виде голубя и был глас Бога Отца с небес. Об этом событии повествуют Евангелия от св. Марка, св. Матфея и св. Луки. Перед выходом Господа на служение спасению мира, Богом был послан пророк Иоанн Предтеча (предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Христа Святой Иоанн Предтеча проповедовал при реке Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния. Господь Иисус Христос принял крещение в водах Иордана в возрасте 30 лет. Когда Он пришел, Иоанн Креститель останавливал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», но Христос настоял на этом. «Почему захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус? Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет себя со всеми людьми — без единого исключения — грешниками, нуждающиеся в прощении, спасении, возрождении. Своим Крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, …а для того, чтобы соединиться с нами…» (прот. А. Шмеман).
Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы. Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.2:11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В древней Церкви (до IV в.) Богоявление Господне праздновалось 19 (6) января и совмещало в себе память о двух событиях Рождестве Христовом и Его Крещении. В Православной Церкви этот праздник отмечается с тем же величием, как и праздник Рождества Христова. Сами последования богослужений на эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он соответствует Рождественскому и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Этот обычай существовал уже в III веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду «агиасмой» — святыней. В воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские, торжественно с крестным ходом освящаются реки и водоемы. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов душевных и телесных. Поэтому христиане хранят святую крещенскую воду дома в достойном мосте и пьют ее утром натощак.
Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
О празднике Сретения Господа нашего Иисуса Христа
15 (2) февраля
Через сорок дней после Рождества празднуется Сретение — Встреча. Праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному установлению совершить за своего первого ребенка благодарственную жертву Богу. В это время в храме находился святой праведный Симеон, по преданию один из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в словах пророчества о Рождении Спасителя, говорящих о том, что Христос родится от Девы. Он хотел исправить текст, но вдруг явившийся Ангел остановил его руку, сказав, что за сомнение в тексте пророчества он не умрет, пока не увидит его исполнения. Много лет праведный Симеон ждал обещанного. Во Младенце Иисусе праведный Симеон духовно узрел ожидаемого им Спасителя и взяв Его на руки, произнес слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» (Лк 2:22, 28-32) (теперь эти слова поются в конце каждой вечерни). Это означало: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Иосиф и Богоматерь дивились сказанному Благочестивая вдова Анна-пророчица, жившая при Иерусалимском храме, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).
Установление празднования Сретении Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. В самый день праздника прекратилась свирепствовавшая в Византийской империи эпидемия моровой язвы, унесшая многие тысячи жизней. На Руси этот праздник отмечают с десятого века.
В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени. Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос. Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом.
Молитва праведного Симеона Богоприимца
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.
Тропарь, глас 1-й
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущие во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 1-й
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спася еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.