Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление, Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Аудиозапись богослужения на праздники Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святого Богоявления, Сретения Господа нашего Иисуса Христа. В запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.

Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.

В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.

Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.

Содержание

Сторона А — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление

Из Великого повечерия:
1. «С нами Бог» (В. Зиновьев)
2. Тропарь праздника
3. Кондак праздника
4. Стихиры на литии
5. Стихиры на стиховне

Из Утрени:
6. «Бог Господь и явися нам». Тропарь праздника
7. Полиелей (А. Разиньков)
8. Величание
9. Степенна (А. Третьяков)
10. Прокимен
11. Евангелие (Мк. 1:9-11) Евангельская стихира по 50-м псалме.
12. Проповедь (прот. Максим Козлов)
13. 1-й ирмос Канона (М. Лирин)

Сторона Б — Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Из Вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
2. Стихиры на стиховне
3. «Ныне отпущаеши» (М. Строкин)

Из Утрени:
4. «Бог Господь и явися нам». Тропарь праздника
5. Величание
6. Степенна (автор неизв.)
7. Прокимен
8. Евангелие (Лк. 2:25-32)
9. 1-ая песнь Канона
10. Стихиры на хвалитех
11. Проповедь (прот. Максим Козлов)

Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 (6 января)

Оба названия этого великого праздника отражают одно событие — Крещение Иисуса Христа, которое Он принял от Иоанна Предтечи и во время которого Дух Святый снизошел на Богочеловека в виде голубя и был глас Бога Отца с небес. Об этом событии повествуют Евангелия от св. Марка, св. Матфея и св. Луки. Перед выходом Господа на служение спасению мира, Богом был послан пророк Иоанн Предтеча (предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Христа Святой Иоанн Предтеча проповедовал при реке Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния. Господь Иисус Христос принял крещение в водах Иордана в возрасте 30 лет. Когда Он пришел, Иоанн Креститель останавливал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», но Христос настоял на этом. «Почему захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус? Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет себя со всеми людьми — без единого исключения — грешниками, нуждающиеся в прощении, спасении, возрождении. Своим Крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, …а для того, чтобы соединиться с нами…» (прот. А. Шмеман).

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы. Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.2:11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В древней Церкви (до IV в.) Богоявление Господне праздновалось 19 (6) января и совмещало в себе память о двух событиях Рождестве Христовом и Его Крещении. В Православной Церкви этот праздник отмечается с тем же величием, как и праздник Рождества Христова. Сами последования богослужений на эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он соответствует Рождественскому и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Этот обычай существовал уже в III веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду «агиасмой» — святыней. В воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские, торжественно с крестным ходом освящаются реки и водоемы. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов душевных и телесных. Поэтому христиане хранят святую крещенскую воду дома в достойном мосте и пьют ее утром натощак.

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

О празднике Сретения Господа нашего Иисуса Христа
15 (2) февраля

Через сорок дней после Рождества празднуется Сретение — Встреча. Праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному установлению совершить за своего первого ребенка благодарственную жертву Богу. В это время в храме находился святой праведный Симеон, по преданию один из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в словах пророчества о Рождении Спасителя, говорящих о том, что Христос родится от Девы. Он хотел исправить текст, но вдруг явившийся Ангел остановил его руку, сказав, что за сомнение в тексте пророчества он не умрет, пока не увидит его исполнения. Много лет праведный Симеон ждал обещанного. Во Младенце Иисусе праведный Симеон духовно узрел ожидаемого им Спасителя и взяв Его на руки, произнес слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» (Лк 2:22, 28-32) (теперь эти слова поются в конце каждой вечерни). Это означало: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Иосиф и Богоматерь дивились сказанному Благочестивая вдова Анна-пророчица, жившая при Иерусалимском храме, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Установление празднования Сретении Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. В самый день праздника прекратилась свирепствовавшая в Византийской империи эпидемия моровой язвы, унесшая многие тысячи жизней. На Руси этот праздник отмечают с десятого века.

В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени. Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос. Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом.

Молитва праведного Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Тропарь, глас 1-й

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущие во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1-й

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спася еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале