Вознесение Господне, День Святой Троицы, Пятидесятница
Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.
В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.
Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.
Содержание
Сторона А — Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
(из праздничного Всенощного бдения)
Из Великой вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах…»
2. Лития
3. Стихиры на стиховне
4. Тропарь праздника
Из Утрени:
5. «Бог Господь и явися нам». Тропарь
6. Величание
7. Прокимен
8. Евангелие (Мк. XVI:9-20)
9. Проповедь (прот. Максима Козлов)
10. Канон праздника. 1-ая песнь
11. Стихиры на хвалитех
Сторона Б – День святой Троицы, Пятидесятница
(из праздничного Всенощного бдения)
Из Великой вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах…»
2. Лития
3. Тропарь праздника. Благословение хлебов
Из Утрени:
4. «Бог Господь и явися нам»; тропарь праздника
5. Величание
6. Прокимен праздника. «Всякое дыхание…»
7. Евангелие (Ин. XX:19-23)
8. «Царю небесный»
9. Проповедь (прот. Максим Козлов)
10. Канон. 1-й ирмос, припевы на 9-й песни и 9-й ирмос
11. Светилен «Всесвятый душе»
12. Стихиры на хвалитех
13. Кондак праздника. Величание
О празднике Вознесения Господня
13 июня (31 мая) 2002 года
Праздник Вознесения Господня православная церковь отмечает на сороковой день после Пасхи.
После Воскресения Господь Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам. Уже в первом своем явлении Марии Магдалине Он сказал, что скоро вознесется на небо. Он появлялся среди учеников неожиданно — в запертой комнате во время совместной беседы, по дороге из одного города в другой, во время рыбной ловли. Господь готовил их к великому апостольскому служению. Господь беседовал с ними о Царствии Божием, сделал их способными по-настоящему понимать Священное Писание. На сороковой день, в последнее Свое явление, Господь обещал ученикам послать им Духа Святаго, Утешителя, Третье лицо Святой Троицы и повелел не отлучаться из Иерусалима. Беседуя с учениками, Господь вывел их из города, и на вершине Елеонской горы на глазах пораженных учеников стал подниматься на небо, благословляя их «… и облако взяло Его из вида их» (Деян, I:9).
Сведения о празднике Вознесения Господня мы находим еще в Апостольских установлениях, в творениях святых отцов IV века. Выдающиеся песнописцы — Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Роман Сладкопевец участвовали в составлении богослужебного чина праздника. Через все богослужение праздника проходит мысль о том, что с Вознесением Господа Иисуса Христа было вознесено на небо и естество человеческое.
Вознесением завершил Господь наш Иисус Христос свое земное служение. Победив смерть, Он вознесся к Отцу Своему, человеческую природу вознес к Престолу Господню, всем нам открыв путь к Небу. Своим Вознесением Христос примирил нашу человеческую природу и небесный мир, открыл нам нашу истинную обитель — Небо, как Царство Божие, как смысл и цель человеческой жизни.
Тропарь, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никто же на вы.
О празднике Дня Святой Троицы, Пятидесятницы
14-15 (1-2) июня 2003 года
Праздник Святой Троицы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова (поэтому его другое название — Пятидесятница). Событие это описано евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяния святых апостолов».
Перед Вознесением Своим Господь Иисус Христос обещал ученикам послать им Духа Истины, Утешителя, который будет свидетельствовать о Нем (Ин. XIV:16-17,26; XV:26). Сошествие Святого Духа предсказывали еще ветхозаветные пророки Иоиль, Иезекииль, Исайя: «… изолью от Духа Моего на всякую плоть. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять». И вот, по прошествии десяти дней после Вознесения Христова, когда ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, женами-мироносицами и другими верующими находились в Иерусалиме, как велел Господь, внезапно «сделался шум с неба… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках… И все изумлялись и дивились…» (Деян. II:2-8). Но не только способность говорить на разных, не известных им ранее языках получили апостолы. После Сошествия Святого Духа простые, не книжные, не владеющие словом люди, прежде робкие и боязливые, обогатились духовной мудростью, познали тайны горнего мира, укрепились в вере и смогли обратить в веру множество людей, безбоязненно проповедуя Христа, не страшась ни гонений, ни смерти. Они больше не испытывали сомнений и растерянности. Теперь они могли осуществить то, к чему готовил их Господь — Евангельское благовестие, понесенное апостолами по всему миру. В этот же день апостол Петр произнес свою первую проповедь, после которой многие уверовали в Христа, всенародно покаялись и крестились, и к вечеру этого дня верующих уже было до трех тысяч человек. Таким чудесным событием началось устроение Церкви Христовой, и день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви. Со дня Сошествия Дух Святый, через святых апостолов и их преемников, распространил Евангелие по всему миру, возрастил Церковь по Вселенной.
По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются ветвями деревьев и цветами, а священнослужители облачаются в зеленые ризы. После Божественной Литургии сразу же совершается вечерня с чтением особых коленопреклоненных молитв, священник читает молитвы, стоя на коленях в Царских вратах лицом к верующим, и все молящиеся впервые после Пасхи встают на колени.
Господь не оставил нас, погрязших в грехе и удалившихся от него. Он послал Сына Своего, Который родившись в человеческом теле и будучи безгрешным, принял на себя самое страшное последствие греха — смерть и спас все падшее человечество, открыв путь к Царствию Божию. Но чтобы каждый из нас мог придти туда, Господь послал Духа Святаго. «Стяжание благодати Духа Святаго» по выражению св. Серафима Саровского — это призвание всей жизни христианина.
Тропарь, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудны ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8-й
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа.