Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Проект серии аудиозаписей «Праздники Православной церкви» осуществляется по благословению настоятеля Домового Храма св. мц. Татианы Московского Университета протоиерея Максима Козлова.
В каждую запись включены песнопения праздничного богослужения, чтение Евангелия и проповедь священника.
Серия предназначена для интересующихся культурой и традициями Русской Православной Церкви, а также для тех православных христиан, кто в силу болезни или жизненных обстоятельств лишен возможности посещать храм.
Содержание
Сторона А — Преображение Господа нашего Иисуса Христа
(из праздничною Всенощного бдения)
Из Великой вечерни:
1. Стихиры на Господи воззвах
2. Паремии (Исход, 3-я Книга Царств)
3. Стихиры на литии
4. Стихиры на стиховне
5. Тропарь праздника
Из Утрени:
6. «Бог Господь и явися нам». Тропарь праздника
7. Величание
8. Прокимен
9. Евангелие (Лк. IX:28-36)
10. Проповедь (прот. Максим Козлов)
11. Кондак праздника. Величание
Сторона Б — Успение Пресвятом Богородицы
(из праздничного Всенощного бдения)
Из Великой вечерни:
1. Стихиры на «Господи воззвах…»
2. Стихира на литии
3. Стихира на стиховне
4. Тропарь праздника
Из Утрени:
5. «Бог Господь и явися нам». Тропарь праздника
6. Полиелей
7. Величание
8. Прокимен
9. Евангелие (Лк. I:39-49,56)
10. Проповедь (прот. Максим Козлов)
11. 1-й ирмос Канона (П. Чесноков «Отверзу уста моя»)
12. Кондак «В молитвах неусыпающую»
13. Светилен («Апостоли от конец…»)
14. Стихиры на хвалитех
О празднике Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 (6) августа
Праздник Преображения Христова связан с событиями земной жизни Иисуса Христа о которых рассказывают Евангелия от Матфея (XVII:1-9), Марка (IX:2-9) и Луки (IX:28-37).
Спаситель взял с Собою троих учеников — Петра, Иакова и его брата Иоанна, и поднялся с ними на гору Фавор. После утомительного подъема апостолы задремали, Спаситель же начал молиться. Проснувшись от яркого света апостолы увидели Своего Учителя — Его лицо просияло, а одежды сделались ослепительно белыми и беседующих с Ним пророков Моисея и Илию. Для всего еврейского народа явление двух самых авторитетных ветхозаветных праведников и ревнителей славы Божией было свидетельством Божественного достоинства Христа, опровергало ходившую молву, будто Иисус Христос есть пророк Илия и показало, что Христос действительно есть обещанный Мессия. Чудо состояло и в том, что апостолы увидели не физический, а нетварныи свет Богочеловека Христа. Пораженный апостол Петр выразил свое состояние словами: «Господи хорошо нам здесь быть!». Светлое облако осенило всех, находящихся на горе и услышали голос из облака: «Сей есть Сын мои возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».' Таким образом, свидетельством Бога Отца подтвердилось предсказание Моисея о Мессии, как о величайшем Пророке. Но только после Его воскресения апостолы поймут, что Иисус Христос — Бог, и лишь после Пятидесятницы, наученные Духом Святым всей полноте истины, провозгласят божество Сына как очевидцы Его Славы.
Преображение произошло через шесть дней после беседы Спасителя, в которой Он предсказал о предстоящих Ему крестных страданиях. Если следовать хронологии Евангельских событий, празднование приходится на первые дни Великою Поста, время покаяния и скорби о своих грехах. Церковь отмечает великий и радостный праздник Преображения за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, потому что, по преданию, Христос преобразился за 40 дней до Своих страданий и Крестной смерти.
Начало празднования Преображения Господня относится к древним временам христианства — не позднее V века. В IV веке святая равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм честь этою события. По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов нового урожая поэтому в народе праздник называют «Яблочным Спасом».
Возводя нас в эти последние дни церковного года на гору Преображения, Святая Церковь напоминает нам о том, что для христиан существует только один путь — путь Преображения своей души. Божественный Фаворский свет таинственно подается каждому искренне верующему православному христианину.
Тропарь, глас 7-й
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 7-й
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
О празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
28 (15) августа
Праздник Успения Пресвятой Богородицы завершает богослужебный круг праздников Церкви. Вспоминая Успение Богоматери, Церковь учит нас отношению христианина к смерти, принятием смерти измеряется вера христиан в Воскресение и неизреченное милосердие Божие. Успение Божией Матери дает нам образец воистину совершенного конца земного существования. Смерть для Нее была действительно Успением, сном.
После Вознесения Господня Пресвятая Богородица по завещанию Господа жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова. За три дня до кончины архангел Гавриил возвестил Ей волю Божию о Ее успении Богоматерь пожелала перед кончиной проститься с учениками Своего Сына, в то время проповедавшими веру Христову по всей земле. По Ее молитве апостолы чудесным образом были собраны к смертному одру. Когда же пришло время кончины, Сам Господь в Своей славе, с сонмом ангелов и архангелов явился принять пресвятую душу Богородицы. Она перешла в Жизнь Вечную минуя Суд Божий. Апостолы торжественно пронесли погребальный одр по Иерусалиму к Гефсимании и погребли тело Богородицы в пещере, привалив ко входу огромный камень. Апостол Фома, промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим лишь на третий день после прощания с Божией Матерью. Желая его утешить, апостолы открыли гроб но увидели в нем лишь погребальные пелены и пояс, так они уверились что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на Небо.
Успение Пресвятой Богородицы Церковь отмечает с VI века. О нем упоминается в сочинениях блаженных Августина († 420) и Иеронима († 430). Песнопения богослужебного последования создали прпп. Иоанн Дамаскин, Косма Маиумскии, Феофан Никейскии. День праздника — 28 (15) августа — был установлен в 582 г. при императоре Маврикии. Празднику предшествует двухнедельный пост, установленный по подражанию Божией Матери, Которая всю свою жизнь проводила в посте и молитве. К Ее ходатайству прибегает каждый христианин в свой последний час. Мы молимся Божией Матери, прося «не вверять нас человеческому предстательству», но провести нас через врата смерти и под святым Ее Покровом достигнуть Царствия Небесного.
Тропарь, глас 1-й
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.
Кондак, глас 2-й
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.