Что такое уния и каковы причины ее возникновения
Беседа корреспондента Православия.ру протоиереем Максимом Козловым.
Беседа со специалистом в области сравнительного богословия, автором учебных пособий о богословских разногласиях между Православной и Римско-Католической Церквями, преподавателем Московской духовной академии протоиереем Максимом Козловым.
— Отец Максим, этим летом много говорилось о встрече Святейшего Патриарха Алексия и Папы Иоанна Павла II, однако встреча так и не состоялась. Как бы вы прокомментировали это?
— Надо отметить, что не состоялась встреча и несколько лет назад, во время экуменического конгресса в Австрии в Грацце, когда в последний момент ватиканская администрация стала настаивать на изменении в повестке дня этой встречи, а именно на исключении наиболее актуальной для православной стороны униатской тематики. Собственно, проблема униатства и есть главнейшая проблема, как неоднократно указывал Святейший Патриарх, препятствующая на настоящий момент самой возможности этой встречи.
— А не могли бы вы подробнее рассказать об униатстве?
— Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части Православной Церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 года, Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 году и относящийся непосредственно к канонической территории нашей Церкви Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния, 1599 года.
На этих соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части Поместных Церквей или целые Цоместные церкви, оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику, прежде всего догмат о главенстве Папы во Вселенской Церкви, а в новейшей Церкви и догмат о папской непогрешимости. В истории всегда эти унианальные попытки сопровождались ложью или насилием. Со стороны восточных участников переговоров причины, заставлявшие их пойти на заключение этих соглашений, были отнюдь не церковного характера. При заключении Лионской унии 1274 года император Михаил Палеолог прежде всего думал о получении передышки для воссоздания Византийской империи после более 60 лет Латинского владычества на Балканском полуострове, после захвата Константинополя 1204 году в результате IV крестового похода. При заключении Ферраро-Флорентийской унии высшая Византийская администрация заботилась о получении военной помощи со стороны Западной Европы против неотвратимо надвигавшихся турецких полчищ. В 1599 году при заключении Брест-Литовской унии бывшие православные епископы, пошедшие на нее, руководствовались прежде всего меркантильными или малодушными соображениями. И, по сути дела, показали себя отступниками от православной веры. Никогда эти унии не поддерживал церковный народ. Всегда они были лишь результатом административно-политической игры. В новейшее время, признавая трагический путь западноукраинских униатов в XX столетии, которые действительно немало претерпели от советской власти после присоединения Западной Украины, хотя, заметим, претерпели неизмеримо меньше, чем их православные собратья. Тем не менее никак нельзя оправдать практику религиозного насилия, опирающегося на националистические настроения в Западной Украине, которая имеет место с конца 70-х годов. Именно силой, а не в результате добровольного межконфессионального решения вопроса были разгромлены целые епархии Православной Церкви. С одной стороны, высшая ватиканская администрация, проводя переговоры, именует Православную Церковь Церковью-сестрой, т. е. признаются полнота благодатных даров во всех ее Таинствах, законность ее иерархии, а с другой стороны, как указывает Святейший Патриарх, от этой Церкви-сестры отторгают часть за частью, а Ватикан ничего не предпринимает для того, чтобы это пресечь. Это очевидное лицемерие и делает невозможным такого рода встречи.
— Кто из предыдущих Пап относился наиболее лояльно к Русской Православной Церкви?
— Не углубляясь слишком далеко в историю, в начале XX столетия можно наименовать достойного архипастыря Католической Церкви, борца с богословским модернизмом и с иными в целом антихристианскими движениями папу Пия X. Можно вспомнить кардинала Бельгийского Мерсье, с помощью которого множество русских эмигрантов нашли прибежище у бельгийского короля Бедуэна после трагедии 1917 года, при этом, в отличие от множества других католических стран, без условия перехода в католическую веру. А во второй половине XX столетия можно назвать папу Иоанна XXIII и Павла VI, которые при иных своих специальных богословских подходах, с которыми мы не можем согласиться, отступили от прежней жесткой католической позиции, которая не признавала благодатности таинств и благодатности иерархии вне видимой ограды Католической Церкви. Это было декларировано при Иоанне XXVI и Павле VI, но в жизнь, в практику Католической Церкви в значительной мере при нынешнем Папе оно не вошло.
— Можно предположить, что время правления и личность Иоанна Павла II будет вызывать немалый интерес у людей, занимающихся историей Католической Церкви. А как бы вы могли прокомментировать общую политику действующего предстоятеля Католической Церкви с точки зрения православного человека?
— Папа Иоанн Павел II — личность, которая войдет с противоречивыми характеристиками в историю католицизма. С одной стороны, это Папа-консерватор, которого не любят и порицают многие современные католические либералы. Папа, который не соглашается пойти на уступки миру сему по целому ряду позиций, по которым нельзя отступить, если придерживаться самой простой евангельской этики и общецерковной догматики. Это вопросы женского священства, святости семьи, абортов и многие другие. И здесь нужно отметить твердую позицию нынешнего первосвященника. Но, с другой стороны, при том же самом Папе распространилась и глубоко утвердилась теория, что иудаизм и христианство являются ветвью одного и того же древа. Когда, конечно же, для православного человека эта теория абсолютно не приемлема.
— Вы настоятель домового храма Московского государственного университета. Насколько целесообразно существование именно домового храма?
— В проповеди на освящении храма святой мученицы Татианы при Московском императорском университете святитель Филарет произнес: «Религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества». В этом и заключается главное предназначение домовой церкви университета.
— Как появилась идея создания университетской домовой церкви?
— Поиски храма начались почти сразу после открытия самого университета. Уже в 1757 году директор университета обратился с соответствующей просьбой к Святейшему Синоду. Изначально предполагалось приписать ему какую-либо из близлежащих церквей. (В те времена весь университет помещался в одном здании нынешнего Исторического музея на Красной площади.) Очень долго велись поиски храма. Пока наконец церковь не была устроена во флигеле нового, специально выстроенного для университета здания на Моховой улице. В пожаре 1812 года здание университета сгорело. Какое-то время домовым храмом университета стала располагавшаяся по соседству церковь св. Георгия на Красной Горке. Были планы полностью передать этот храм Московскому университету, однако позже было решено строить собственную домовую церковь. В 1826 году Московский университет приобрел усадьбу Пашкова, главный дом которой и был реконструирован в так называемый Аудиторный корпус (теперь здание факультета журналистики). Левый флигель был отведен под библиотеку, а правый — под церковь. Приказ об основании университета был подписан 12 января по старому стилю, или 25 января по новому, — в день памяти св. мц. Татианы. Поэтому как первый, так и второй университетский храм был освящен в честь мц. Татианы.
— Насколько тесно была связана жизнь храма с жизнью университета? Может быть, существование храма было только данью тогдашней государственной политике?
— Храм составлял неотъемлемую часть жизни университета, я бы сказал, что и в общей московской жизни он всегда занимал видное место. Духовенство храма преподавало в университете, участвовало в торжественных церемониях, принимало активное участие в практических делах университета. В храме пели университетские студенты и гимназисты. После бегства из Москвы остатков армии Наполеона именно настоятель университетской церкви, иеромонах Иона, первый отслужил благодарственный молебен. Стены нашего храма помнят многих выдающихся личностей. В Татианинской церкви отпевали Н. В. Гоголя, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, А. А. Фета, В. О. Ключевского. Есть косвенные свидетельства, что здесь крестили Марину и Анастасию Цветаевых. Через несколько лет в этом же храме Марина первый раз причастилась.
— Татианинский храм был закрыт одним из первых.
— Да, мученическая судьба нашего храма во многом перекликается с судьбой его небесной покровительницы св. Татианы. В 1918 году церковь была закрыта, но оставалась нетронута. Правление университета обращалось с просьбой сохранить ее хотя бы как музей. Однако обращение было проигнорировано. Весной 1919 года ректор М. Новиков попал под суд за медлительность и неисполнение декрета о ликвидации домовых церквей. На Моховую был отправлен специальный отряд для ликвидации наружной символики — надписи «Свет Христов просвещает всех», креста и большой иконы св. мц. Татианы. Вскоре был издан приказ о ликвидации интерьеров. Но иконы и церковное имущество были признаны художественной ценностью. Их сложили в алтаре.
Дальнейшая судьба пока не известна. Возможно, что все погибло. В помещении храма был устроен читальный зал, затем клуб. В 1958 году в здании храма был торжественно открыт студенческий театр. Только в 1995 году после длительного противостояния в Татианинской церкви вновь зазвучали слова молитвы.
— А чем храм живет сейчас?
— Наш храм издает молодежную газету «Татьянин день», регулярно проводятся разнообразные встречи, концерты, лекции, устраиваются пешеходные экскурсии по Москве, совместные паломнические. Летом большая часть нашего прихода ездила в Алупку, недавно мы были в Санкт-Петербурге. Теперь вот собираемся посетить Новгород Великий. С 1995 года при храме действует воскресная школа. Сейчас на ее базе открылась Школа духовного пения. В ШДП мы постарались сохранить все лучшие традиции искусства хорового пения, которым славилась Россия до 1917 года. За основу взяты основные принципы хора Синодального училища.
В школе учатся дети с 6 до 15 лет. Учащиеся получают серьезную вокальную и музыкально-теоретическую подготовку. В программу входят хор, вокал (со старшими ребятами проводятся индивидуальные занятия), сольфеджио, гармония, общее фортепьяно, литургика, музыкальная литература, история искусств, Закон Божий, основы христианской жизни. Весь процесс обучения состоит из четырех ступеней. По окончании выпускник получает соответствующий диплом. Дети вместе поют за Божественной литургией, участвуют в постановках спектаклей, ездят в паломнические поездки. Одним словом, ведут разнообразную интересную жизнь. Детям очень сложно быть непохожими на других: соблюдать пост, когда кругом все едят мороженое, идти на службу, когда все бегут играть в футбол или на дискотеку. Мы прикладываем все усилия, чтобы помочь ребятам.
Православие. Ru