Студенческий храм святой мученицы Татианы

Интервью настоятеля храма мч. Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова газете «Московский студент».

Жить в современном мире трудно. Многие приходят к вере, приходят в храм. Прихожане храма мученицы Татианы — в основном студенты, встречаются и преподаватели. Настоятель храма — протоиерей Максим Козлов сам был студентом филологического факультета МГУ. Самые «воцерковленные» факультеты университета — филологический, исторический и механико-математический. В последние годы в храм стали приходить и студенты-журналисты. Корреспондент «Московского студента» Юлия Беликова обратилась к отцу Максиму с просьбой ответить на вопросы.

— Отец Максим, каков, на Ваш взгляд, портрет современного студента?

— Боюсь обобщений, ведь студент студенту — рознь. Мне кажется, что одна из главных проблем современной молодежи — безответственность. В этом смысле сегодняшние молодые люди резко отличаются от сверстников двадцатилетней давности. Сейчас молодые люди скорее согласятся получать меньше денег, только чтобы брать на себя меньшую ответственность. Скорее будут искать работу, дающую больший досуг, пусть даже и без перспектив, чем предполагающую серьезную ответственность за порученное дело. Та же тенденция просматривается и по отношению к семье, детям и даже к учебе. Думаю, это примета именно нашего времени.

— А какие положительные черты присущи (если присущи) нашему поколению?

— Что касается положительных черт, заметных во многих молодых людях, я бы назвал внутреннюю открытость. По счастью, этим они отличаются от своих сверстников из стран Запада. Российское студенчество более открыто и менее закомплексовано, например, либерализмом или консерватизмом, национальными представлениями или политкорректностью. Наш студент способен к внутренней динамике развития. Иной раз я удивляюсь, как быстро студенты проходят путь воцерковления, причем именно серьезного воцерковления, предполагающего несение церковного послушания и стеснения себя ради других людей.

— Вы настоятель храма при МГУ. Есть ли у студенческого храма особая задача?

— Задача таких храмов, как наш, состоит не в том, чтобы на каждом этаже университета расставить людей, которые будут твердить: «Давайте все покрестимся и станем благочестивыми!» Нет, мы просто должны терпеливо и с любовью свидетельствовать о том, что двери храма открыты, что человека, приходящего сюда, всегда готовы выслушать. При этом, если вы будете излагать мысли, противоположные церковному учению, священник не будет давить на вас церковным авторитетом. Наша задача — не помешать благодати Божией прикоснуться к человеческому сердцу. Потому что мы знаем, как непросто современному молодому человеку перешагнуть порог храма.

— Студенты, особенно технари, порой ищут математические доказательства существования Бога. Говорят ли они об этом, когда приходят к Вам?

— Да не ищут они этих доказательств! Просто иной раз говорят про доказательства, тусуясь в какой-нибудь компании, или для того, чтобы заявить: я не в Церкви, потому что… Все эти доказательства становятся абсолютно ненужными при той или иной жизненной коллизии, позитивной или негативной, они сразу становятся вторичными. И наша задача состоит не в проведении религиозных диспутов «Луначарского с митрополитом Введенским» и не в издании фолиантов с результатами бесед философов и богословов. Когда у человека на душе муторно, когда он уже не находит себе места, казалось бы, в веселой и радостной студенческой жизни, когда его сердце просит чего-то другого, тогда он, быть может, вспомнит, что есть православный храм. Что двери храма открыты. Что его здесь ждут.

— Как Вы думаете, влияют ли средства массовой информации на то, что люди приходят в храм?

— На решения людей влияют не газеты, радио и телевидение, а «человеческий телефон» — когда один человек, пришедший в храм и убедившийся, подобно апостолам, как «хорошо здесь быть» (Мф.17:4), поделится этим в разговорах со своими друзьями, и некоторые из них под влиянием таких разговоров тоже придут в храм. Так и в наш храм приходит больше всего людей.

— Перед сессией в церковь студентов приходит больше, чем обычно?

— Значительно больше. Бывали случаи, что во время сессии нам не хватало толстых свечей. Логика простая: за экзамены тонкая свечка — не свечка, поэтому перед сессией их даже и не спрашивают. Такая, если можно сказать, экзаменационно-сессионная религиозность не делает человека христианином.

— А Вы пытаетесь как-то изменить эту ситуацию?

— Безусловно, мы пытаемся влиять на студентов. Но мы не провоцируем «церковного магизма», ведь существует большой соблазн создать культ какой-нибудь святыни, будь то икона или мощи, и советовать обращаться к ним за помощью по тем или иным поводам, в частности — за помощью в успешной сдаче экзаменов.

Мы не даем каких-либо указаний студентам подойти к такой-то иконе, поставить десять свечей — и с экзаменами все будет в порядке. Не занимаемся специальной пропагандой иконы Божией Матери «Прибавление ума» или «Неупиваемая чаша». Они, естественно, есть в нашем храме, и перед ними молятся те, чьей душе это необходимо.

mosst.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале