Что читать православному христианину?
Беседа протоиерея Максима Козлова на радио «Радонеж» о круге чтения современного православного христианина — о тех книгах, которые необходимы (важны, желательны, допустимы) сегодня, в современной православной России начала XXI века.
Эфир 26.02.03 г.
Сегодняшнюю беседу мы посвятили разговору о круге чтения современного православного христианина — о тех книгах, которые необходимы (важны, желательны, допустимы) сегодня, в современной православной России начала XXI века для нас, современных православных русских людей.
Конечно же, основой чтения является регулярное чтение Священного Писания. И каждый, имеющий такую возможность, должен добавить к чтению Священного Писания и Жития Святых — те образы древних и почти современных нам подвижников благочестия, которые являют нам норму христианской жизни — святость. Вообще, жития дают нам единственно возможную точку отсчета — сравнить себя не с теми нашими современниками (с теми, кто с нами стоит в храме, и с теми, кого мы считаем самыми грешными, по-фарисейски), а со святыми, с той нормой жизни, которая ими была достигнута.
Мы говорили также о том круге аскетически-духовно-образующей литературы, словесности (святых отцов и подвижников благочестия, более близких нам по времени жизни), которые также необходимы для нас, как духовная азбука. Здесь мы говорили и о творениях св. Феофана, св. Игнатия, о письмах Оптинских старцев, о письмах таких подвижников благочестия как игумен Никон (Воробьев), афонский старец Паисий, как ныне живущий о. Иоанн (Крестьянкин) и многие другие современные подвижники благочестия. Но, конечно же, очень важно, чтобы круг нашего чтения — нашего христианского образования — по возможности и еще расширялся в некоторой области церковного знания, церковной образованности, которые важны по пути ко спасению каждого из нас.
И здесь следует сказать о той литературе, которая связана с осмыслением богослужения — с правильным, более глубоким пониманием православного богослужения, усвоением тех истин веры, которые в нем содержатся. Здесь ведь какая бывает ситуация?
Многие из нас (кто годы, кто десятилетия) ходят в храм, но самых важных моментов, связанных с тем, что происходить на Божественной Литургии (а тем более с тем кругом богослужебным, который подводит нас к участию в Литургии) часто и не знают! И здесь, конечно же, есть во-первых, творения святых Отцов и учителей Церкви, которые относятся к истолкованию православного богослужения. Это творения таких подвижников благочестия, как св. праведный Николай (Кавасила), живший в XIV столетии, как его старший предшественник по литургическому богословию Симеон Солунский, как другие византийские подвижники благочестия-литургисты, в особенности жившие в поздней Византии (например, патриарх Филофей), творения которых отчасти переведены на русский язык и которые дадут нам возможность знать во время Божественной литургии: что означает малый вход, что означает великий вход, когда совершается чудо преложения Святых Даров во время Евхаристического канона, чем отличается Литургия св. Иоанна Златоуста от литургии св. Василия Великого, когда и почему и какие полагается класть поклоны, а когда нужно воздержаться от них (по смыслу устава церковного)… Кроме этих, уже довольно давно, в древности написанных книг, есть книги православных русских литургистов, толкователей богослужения, которые могут быть полезны для нас. Здесь назовем прежде всего серию Скабаллановича, которая называется «Христианские праздники». Эта серия начала выходить до революции, а сейчас была переиздана. К сожалению, не все праздники успел обработать ученый и благочестивый автор. Но те, которые есть, очень и очень интересны.
В дополнение к этой серии сейчас Издательский отдел МП также издает книги, посвященные отдельным праздникам или периодам церковного года, где наряду с самим последованием службы (как и у Скабаллановича), находятся и уставные пояснения, комментарии, связанные с историей богослужения, с его формированием, с тем смыслом, который вкладывает в него Святая Церковь. Охвачены воскресные службы Великого Поста, некоторых важнейших праздников Поста, некоторые праздники церковного года. В частности, очень хорошая есть книга о празднике Успения, Рождества Христова, о Пасхе… Я думаю, они также будут для нас весьма и весьма полезны.
Есть круг чтения, требующий, может быть, больше богословски-усидчивого внимания и подготовленности, но который тоже можно рекомендовать. Это книги таких авторов, как архимандрит Киприан (Керн) и прежде всего его труд: «Евхаристия». Также и другие его труды: «Крины молитвенные», где он рассуждает о богослужениях седмичного круга, о некоторых великопостных богослужениях. Много интересных и полезных сведений из области литургики мы можем найти в книгах таких авторов, живших во второй половине XX столетия, как профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Николай Дмитриевич Успенский, как зарубежные русские православные богословы: протопресвитер о. Иоанн Мейендорф и протоиерей Александр Шмеман. Есть и другие авторы, к наследию, к трудам которых нужно и можно обращаться.
Еще весьма важная область для нашего духовного книжного церковно-образовательного просвещения связана собственно с богословской литературой, с тем, что святые отцы называли богословием (каковым, по св. Григорию Богослову, является «учение о Боге, в Троице славимом»). Не о конкретных реалиях мира, не о требах, не о богослужении, не о этике, но о «Боге, в Троице славимом». На чем должна основывать в целом наша вера и собственно другие области нашего мировоззрения как православных христиан — они ложны зиждиться прежде всего на базе, на фундаменте того, что является догматом нашей веры. Тогда мы умеем правильно их понять, истолковать и применить к нашей жизни. Эта область богословия называется догматикой. И именно в русской богословской науке есть много трудов, выдающихся по своей глубине и про использованию святоотеческих источников, которые можно порекомендовать и современному читателю. Если идти частью хронологической, вспоминая XIX век, то очень много мы можем извлечь из творений св. Филарета, митрополита Московского (как из трактатов его, посвященных тем или иным богословским вопросам, например, есть очень значимый и интересный трактат: «Разговор между уверенным и испытующим о Православии Греко-восточной кафолической Церкви», и, может быть, даже больше — из его «Слов и речей», о которых по праву говорил прот. Георгий Флоровский, что они «проникнуты подлинным святоотеческим духом»). Действительно, есть такие маргариты духовной словесности, по глубине с которыми мало что может сравниться во всем объеме богословской науки последних двух с половиной столетий.
Из систематических курсов догматического богословия XIX века наиболее известна догматика митрополита Макария (Булгакова) (она переиздана была сейчас несколько раз) и архиепископа Сильвестра, которая пока не переиздана, но по колоссальному объему, использованию источников мало что может поставить с собой рядом.
В XX столетии при переосмыслении определенных сторон богословия XIX века продолжалась вот эта золотая нить догматического богословствования в Русской Церкви. И здесь нужно упомянуть о Николае Никаноровиче Глубоковском, его краткий, но очень значимый труд: «Православие по его существу», труды приснопамятного Патриарха Сергия, который писал в такой важной области богословия как сотериология (учение о спасении) фундаментальный свой труд-диссертацию. Но, впрочем, он высказывался и по многим другим областям богословского знания. Эти его статьи пока разбросаны по разным периодическим изданиям — кто бы собрал именно богословские публикации приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия, тот сделал бы очень большое дело для современного состояния нашего богословского знания и для многих-многих благочестивых читателей.
Наконец, уже во время после 1917 года, когда и внутри страны отсутствовала возможность заниматься составлением пространных богословских систем, это в значительной степени продолжилось трудами отечественных подвижников-богословов в эмиграции. И здесь, конечно, ведущая роль принадлежит крупному богослову, жившему и трудившемуся в Париже (всегда находившемуся в юрисдикции московской Патриархии, проявлявшему такую церковную трезвость и неподверженность никаким политическим веяниям), как Владимир Николаевич Лосский. Именно его очерки догматического и мистического богословия Православной Церкви составляют одно из непреходящих сокровищ русской богословской мысли XX столетия. Из авторов же, которые занимались догматикой в нашей стране в этой время, прежде всего, упомянем протоиерей Николая Гнедича и его фундаментальный труд, посвященный сотериологии в русской богословской науке в первой половине XX столетия. Сейчас заключение этого труда издано в последнем, 37-м, сборнике «Богословских трудов» и там же анонсировано, что книга эта должна выйти целиком.
Упомянем еще об одной области церковного знания, прикосновение к которой в той или иной мере очень желательно для каждого православного человека, желающего, чтобы православное мировоззрение его было целостным, выношенным, чтобы вера его касалась не только бытовых проявлений благочестия, но и могла распространяться на иные области его бытия.
Конечно же, область церковной истории является еще одной сферой, без знания которой нельзя считать себя человеком, вполне правильно и церковно образованным. Как русская церковная история, так и история древней Церкви. Именно знакомство с историей Церкви делает нас участникам того богочеловеческого процесса, который начался с воплощения Сына Божия, но который не прекращается, ибо Церковь есть исполнение спасительного дела Христова. Церковь есть Тело Христово по своей мистической сущности, и есть одновременно как бы свидетель присный и вечный о правде Божией. О неотмирности нашего Небесного Отечества, о том призвании высшем любых материальных, тварных ценностей, к которым призван каждый из созданных Богом людей. И именно знание истории Церкви — не лакированной, не приглаженной, со всеми человеческими немощами, с той удивительной святостью, которую мы встречаем в той же церковной истории, так важно для каждого из нас. Это поможет нам правильнее смотреть и на окружающую нас сегодня действительность быть церковно-трезвыми в то время, когда так многие склоняются к крайностям и к уклонению от золотого святоотеческого правила: «ничего слишком», никаких крайностей…
Так вот, в том, что касается русской церковной истории, опять же мы находимся в счастливом положении, когда многие (фактически все) фундаментальные труды, написанные в XIX и XX веках, сейчас переизданы. Это, прежде всего, девятитомное издание, которое называется «История Церкви» митрополита Макария (Булгакова) — того же, кого мы упоминали как выдающегося догматиста. Синодальная эпоха описана там выдающимся русским историком Смоличем, новейшая эпоха Церкви в передаче прот. Владислава Цыпина, история русского монашества того же Смолича… На самом деле, эту девятитомную книгу очень бы хорошо иметь дома каждому из нас! Это то, что будет нужно нам, нашим детям и нашим внукам как основа глубокого церковного знания — о нашей свято матери Русской Православной Церкви.
Это издание могут дополнить и восполнить в каких-то отношениях труды других крупных русских церковных историков. Таких, как Знаменский, Доброклонский (это учебные курсы XIX-XX вв.) Из историков XX века упомянем, прежде всего, Карташева с его очерками по истории Русской Церкви и тех наших современников, которые подвизаются сейчас, прежде всего, в области новейшей истории Церкви, как прот. Владислав Цыпин, как прот. Георгий Митрофанов, как Журавский, много пишущий о Новомучениках и ряд других современных историков. Мы говорили об иеромонахе Дамаскине (Орловском), с его многотомным изданием, посвященным Новомученикам и исповедникам Российским. В труде есть и рассуждения, связанные вообще с историей Православия в XX веке. Что касается истории древней Церкви, то в русской богословской науке есть имена, которые являются авторитетными для исторической науки во всемирном масштабе. Это, прежде всего, Василий Васильевич Болотов с его лекциями по истории древней Церкви. Это Антон Владимирович Карташев с очерками по истории Вселенских соборов. Это такие дореволюционные историки, как Лебедев, Успенский, Васильев. Обращение к трудам этих и других историков даст нам возможность глубокого систематического усвоения всего курса церковной истории. Ведь так важно знать все это! Как христианин может не интересоваться тем, что было с Церковью Апостольской после того, что было после книги Деяний? Кончилась книга Деяний — что было дальше? Как росла, множилась, как свидетельствовала об апостольском предании Святая Церковь? Как отстаивалась церковная истина в эпоху Вселенских Соборов? В чем был подвиг православных Императоров, Святителей, монахов, отстаивавших истину Православия против тех или иных ересей? Как формировались церковно-государственные отношения в эту эпоху и как возникло монашество от его столпов — первоначинателей Антоний и Макария Великих, до десятков тысяч монахов, которые потом были в православной Византии, составляли даже значительный процент (в социологическим смысле) населения православной Византии! А борьба против ереси латинства? Святитель Фотий в IX веке, исихазм, как бы последний духовный взлет, отовсюду врагами окруженной Византии?.. Тот молитвенный завет об открытости богообщения, который дается каждому, подлинно подвизающемуся, который был передан православной Византии незадолго до ее крушения — православному народу? Прежде всего — Руси, нашей Русской Православной Церкви, в ее величии, в ее трагизме, уже в начале XX столетия… Ко всему этому нельзя оставаться равнодушным! Как раз для нашей веры, для того, чтобы наш путь к спасению был таким, каким его желает видеть Господь, — приникновение к церковной истории очень и очень важно.
И в Священном Писании значительный раздел его книг — есть книги исторические (они так и называются) как в Ветхом Завете, в Пятокнижии Моисея, в книгах Царств, так и в новоапостольских — книга Деяний Апостолов есть книга историческая. Так что вера наша — вера историческая, связанная с конкретным воплощением Сына Божия в конкретном году, в конкретной стране, в конкретных исторических обстоятельствах. Да и Церковь проходит свой путь тоже как реально видимая здесь, на земле, Самим Богом основанное сообщество людей. Потрудимся и эту область церковного знания не считать маловажной, или второстепенной для нас!