«Свидетельствовать о вере каждый день и час…»
На вопросы Правой.Ру о назначении в современном мире православных СМИ отвечает глава Пресс-службы Московской Патриархии, член союза писателей священник Владимир Вигилянский.
На вопросы Правой.Ру о назначении в современном мире православных СМИ отвечает глава Пресс-службы Московской Патриархии, член союза писателей священник Владимир Вигилянский.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в начале 2005 года создана Пресс-служба Московской Патриархии. Ее возглавил известный журналист, член Союза писателей России, иерей Владимир Вигилянский. Первым этапом деятельности Пресс-службы Московской Патриархии стало открытие 30 апреля православного Интернет-портала Патриархия.ru.
Мы воспользовались столь значительным поводом, чтобы поговорить с отцом Владимиром о дальнейшем развитии деятельности Пресс-службы, о современной журналистике и состоянии православного медиа-сообщества.
Правая.Ру: Отец Владимир, какие цели и задачи ставит перед собой пресс-служба Партриархии и, в частности, Интернет-портал Патриархия.ru:
Свящ. Владимир Вигилянский: Цель организации пресс-службы – это, во-первых, создание единого информационного пространства Русской Православной Церкви, так как это пространство сейчас разбито на отдельные сектора. Второе – оказание информационной поддержки церковному интерактиву. Третье – оперативное взаимодействие со СМИ, как в режиме сотрудничества, так и в режиме реагирования на негативную или ложную информацию о Церкви, хотя сейчас таких материалов стало меньше, и они стали менее агрессивными.
Было решено на первом этапе создать Интернет-портал, который стал бы мобильным средством для информирования. Планируется создать раздел «Русская Православная Церковь», где будут исторические материалы и современные данные о Церкви, православных СМИ, фототека. Этот раздел и должен объединить остальные церковные ресурсы. Осенью этого года мы планируем снабдить портал Патриархия.ru современной поисковой системой, которая свяжет между собой все сколько-нибудь значимые православные ресурсы. Второй раздел будет называться «Торжество православия». Основным содержанием его будут догматические материалы и образовательные ресурсы.
Правая.Ру: Как Вы расцениваете опыт других православных СМИ, и могут ли они войти в единое медиа-пространство Церкви?
И ранее существовали весьма качественные православные порталы, где подавались оперативные и достоверные новости: ОВЦС, Радонеж, Русская линия. Мы планируем координировать свои усилия.
Далее мы надеемся создать свое круглосуточное радио, ежедневную газету, работать с телевидением. Причем газета должна быть укомплектована из исключительно православных сотрудников, но там не должно быть священнослужителей (за исключением авторов, конечно). Это, в идеале, должно быть результатом работы православной общественности.
Правая.Ру: Что Вы имеете в виду, говоря о православной общественности? Есть ли она сейчас?
Православное общество должно уметь само организовать себя, координировать свои ресурсы. Например, миссионерство – это не только поездка с рюкзаком к отдаленным народам Сибири. Православная миссия – это свидетельствовать о вере каждый день и час. На своей работе, в общении с друзьями. Это и будет полной православной жизнью. А иначе получается, что в храме человек выполняет какие-то свои обязанности, а за порогом храма он уже никому ничего не должен. И появление православных СМИ, качественных СМИ – должно быть инициативой православного общества. Православная общественность, помимо организации СМИ, может заниматься правозащитной деятельностью, милосердием и так далее. Именно православная общественность могла бы уже реализовывать призывы Патриарха и других церковных иерархов на практике. Не Патриарх, не какой-либо архиерей, а именно сами миряне могут и должны осуществлять миссионерскую деятельность в современном мире путем создания пространства веры. Именно тогда станет возможно наиболее эффективное воздействие на мир и взаимодействие с ним.
Правая.Ру: Как бы Вы оценили действия православной общественности в случае с выставкой «Осторожно, религия!»
Можно сказать, что поступок православных людей оказался действенным. И организаторы подобных мероприятий подумают в следующий раз, прежде чем осквернять святые для других людей вещи. У меня недавно брала интервью журналистка издания «Mond». Конечно, она не могла обойти молчанием ситуацию с вышеупомянутой акцией: «Это же искусство! Церковь не должна вмешиваться в культуру». На что я ей задал вопрос – представьте, что я в три часа утра открою окно и включу на полную мощность Баха. А когда прибегут соседи, вызовут милицию, я отвечу им – да вы что, это же высокое искусство, это Бах!
Или другой случай. Одна израильская девочка изобразила Аллаха в виде, простите, свиньи. И ее осудил израильский суд на пять лет. Пусть и условно, так как она еще несовершеннолетняя. Но ведь после этого никто не посмеет делать подобные вещи. Увы, журналистке нечего было возразить. Если даже великое искусство мешает свободе другого, то что нужно делать? — спросил я ее. Она сама ответила: цензура. Какие тут могут быть еще комментарии?
Правая.Ру: А какие могут быть методы борьбы с подобными проявлениями враждебности?
Не подчеркивать их деятельность, не создавать подобных проектов, направленных в их сторону. Мы не должны вытаскивать их таким образом из маргинальности. Существуют законные способы, являющиеся очень эффективными, как мы уже убедились. Существуют СМИ. Здесь и есть то поле приложения сил, которые должна демонстрировать православная общественность.
Появляется возможность дать миру объяснение понятий, сегодня совершенно измененных. Например, эвтаназия. Эвтаназия – это ведь слово, украденное из православного богословия, в переводе с греческого оно значит «блаженная кончина». В Требнике при молитве над болящим есть прошение, в котором священник обращается к Богу с просьбой вылечить болящего или призвать его к Себе. Таким образом как бы осуществляется прошение о православной эвтаназии, но применимо к воле Божией. Это очень важная и существенная разница между той эвтаназией, которая сегодня принята, как практически самоубийство, и ее исконным православным содержанием. И не нужно бояться самого слова! Православная эвтаназия существует, но это нечто принципиально другое, нежели то, что сейчас называется так. Отсюда и появляется возможность говорить о православном понимании жизни и смерти, о воле Божией, о взаимосвязи Бога и человека, Кто ответственен за жизнь и смерть, в Чьих они руках.
Правая.Ру: Отец Владимир, в светских СМИ тоже работают верующие люди, которые хотят осуществлять свою миссию. Как им это делать?
Я думаю, что вполне возможно для них свидетельствовать о Православии в тех рамках, которые они могут себе позволить в светском издании. Существует и способ создания для них некоего сообщества, которое со временем позволило бы своей деятельностью привлекать внимание СМИ, то есть создавать определенный градус интереса к Православию, к которому принадлежат значимые в светском мире личности.
Вполне вероятен и другой подход. Создание, скажем, печатного органа, который мог бы, ориентируясь на современный язык и дискурс, воспитывать в людях внимательное отношение к Православию. Именно своим языком, методом и формой подачи такой орган создавал бы в разных людях единый образ. Используя популярные темы, говоря о современных политических, общественных, культурных и других проблемах. Это было бы весьма интересно. И, главное, это сегодня однозначно будет востребовано.
Правая.ру