Она звалась Татьяной
Интервью о. Владимира Вигилянского о храме мученицы Татианы «Российской газете».
Молятся ли сегодня студенты своей покровительнице?
— А кем была эта Татьяна-то?
— Кем? Да кто ее знает! Она вроде за студентов молилась…
Такой диалог можно было услышать во дворе факультета журналистики МГУ несколько лет назад во время празднования Татьяниного дня, центром которого традиционно является МГУ им. М. В. Ломоносова. Сам ректор — Виктор Садовничий в этот день наливает всем желающим медовуху, а администрация смотрит сквозь пальцы на подвыпивших студентов. Факультет журналистики МГУ несколько лет назад даже сам покупал для студентов пиво, и все желающие могли угоститься за счет родного вуза. Правда, потом такую практику отменили — видно, студенты уж очень увлекались этим занятием. Однако до последнего времени многие из них и не знали о том, кем была святая Татиана и почему именно она стала покровительницей студенчества, а сам праздник был просто очередным поводом весело провести время.
Теперь традиции понемногу возвращаются, и Татьянин день отмечается и как светский, и как церковный праздник. Центром студенческой православной жизни стал Домовой храм мученицы Татианы при МГУ. Накануне праздника на вопросы корреспондента «РГ» отвечает священник этого храма Владимир Вигилянский. В прошлом, до рукоположения, он был известным литературным критиком, работал во многих светских газетах и журналах, а сейчас помимо служения в университетской церкви он является настоятелем возрождающегося храма при Медицинском центре Управления делами президента РФ, преподает на факультете церковной журналистики Российского православного университета, руководит пресс-службой Московской патриархии.
— Много ли в университетском храме прихожан-студентов?
— И много, и мало. Много — по отношению к возрастному составу других московских храмов. Большая часть из 300—400 наших прихожан — это учащиеся. Мало — по отношению к православным студентам Московского университета. За 10 лет моего пребывания в нашем храме я заметил, что студенты — это самая «текучая» категория прихожан. Одни приходят, другие уходят. Люди моего возраста склонны недолюбливать шумных и во многих смыслах непостоянных молодых людей. Но я люблю наших «татьянинских» студентов: всегда поражаюсь тому, что в наше развращенное и суетливое время такое количество чистой, серьезной и осмысленной молодежи. Хотелось бы, чтобы ее было еще больше.
— Чем могут заниматься студенты в университетском храме, кроме посещения служб?
— В Татианинской церкви довольно много интересных проектов и программ. Руководит всей этой работой настоятель храма протоиерей Максим Козлов, который сам закончил филологическое отделение МГУ почти 20 лет назад.
При храме выходит студенческая газета «Татьянин день». За 10 лет ее существования сменилась не одна редколлегия, но оригинальность и профессионализм издания от этого не уменьшаются.
Еще у нас при помощи преподавателей и студентов юридического факультета МГУ действует бесплатная юридическая консультация, которая открыта для всех желающих. Работает она несколько раз в неделю. Кто сталкивался в своей повседневной жизни с необходимостью юридической помощи, знает, насколько трудно найти бескорыстного и знающего юриста.
Популярность нашей службы с каждым месяцем растет. Популярна у студентов и Школа духовного пения. В ней учатся студенты самых разных факультетов – от филологов до физиков. Учащиеся получают в ней вполне профессиональное музыкальное образование. В последние годы слушатели Школы организовываются в миссионерские группы для поездок с концертами в летнее время года в отдаленные области страны. Эти поездки студенты очень полюбили.
У нас очень развита и паломническая деятельность. Куда только наши прихожане не ездили за последние годы! Это и старинные русские города в центральной России, и известные северные монастыри, а также ближайшее и дальнее зарубежье. Кроме того у нас есть издательство, интернет-сайт, торговля книгами и церковной продукцией. Все помогает сделать приходская молодежь.
— Вы наверняка были свидетелем того, как студенты приходили к вере…
— Таких историй множество. Но одна мне особенно запомнилась. У нас была прихожанка — студентка химфака МГУ из Украины. За ней ухаживал аспирант того же факультета, специалист по химволокну, тоже из Украины. Жили они в общежитии МГУ. Как-то они ко мне приходят и говорят, что любят друг друга и хотят пожениться, но жених хотя и крещеный человек, в бога не верит, церковь для него чужда. Я вынужден был сказать, что церковный брак для них невозможен. Молодой человек был в отчаянии. Я посоветовал ему ходить на богослужения хотя бы для того, чтобы сопровождать свою невесту по неспокойной вечерней Москве, и во время этих богослужений постараться понять, что происходит на них, почему православные люди так их любят, что они ищут в церкви. А если у него будут недоуменные вопросы, то пусть он их задаст мне, и мы вместе постараемся найти ответы. Действительно, он несколько раз приходил со списками вопросов, некоторые из них были даже для меня трудными. Но честность, искреннее желание найти истину сделали свое дело. В какой-то момент произошло разрушение невидимой преграды между ним и церковью, между ним и Богом. Была первая исповедь, было первое причащение, после которых был назначен день их венчания. Сейчас они живут и работают в Ирландии, у них трое детей.
Другой случай связан с силой и действенностью церковной молитвы. Одна прихожанка жаловалась мне на своего сына. Он — студент МГУ — спивался. Казалось, дело безнадежное. Но по молитве матери сегодня он исправился, обзавелся семьей, стал одним из самых надежных наших прихожан.
— Каковы были дореволюционные традиции празднования Татьяниного дня в Московском университете?
— Татьянин день был, с одной стороны, самым торжественным университетским праздником, с другой — самым разгульным для студентов. Был даже, говорят, приказ московского губернатора для городовых — не забирать разгулявшихся студентов в околоток, а доставлять их до их квартир.
Традиция праздновать Татьянин день была настолько крепкой, что многие русские эмигранты, учившиеся когда-то в МГУ, съезжались в 20-30-е годы из разных стран в один из европейских городов, чтобы встретиться в этот день. Об этом мне рассказывал в Швейцарии один пожилой эмигрант из России. Как-то в храм пришла одна женщина, работающая в Историческом музее на Красной площади. Она рассказала, что видела в архивах музея фотографии профессорского хора храма, сделанные во время богослужения в Татьянин день. По ее словам, на фото запечатлена седобородая профессура в костюмах-тройках и с золотыми цепочками часов, выглядывающими из жилетных карманчиков. Я живо представил эту групповую фотографию и пожалел об утерянных временах.
— А какие-нибудь интересные случаи, связанные с храмом и студентами, были?
— В самые первые годы после открытия храма сюда косяком потянулись пожилые люди, которые некогда в советские времена, когда в помещении храма был партком, потом — клуб, потом — театр, участвовали как студенты или как преподаватели в неблагочестивых капустниках и в непотребных мероприятиях. Они приходили, чтобы покаянием облегчить свою совесть. А один раз, совсем недавно, меня остановила женщина, работавшая в театре с актером Иннокентием Смоктуновским. При ней в 1995 году пришел к Смоктуновскому посыльный, чтобы тот подписал письмо против передачи помещения, в котором находился студенческий театр, храму. На письме уже были подписи известнейших наших режиссеров и деятелей театра. По ее словам, Иннокентий Михайлович настолько рассердился, что стал кричать: «Как вы посмели подумать, что я опущусь до такой низости, чтобы выступать против церкви? Неужели я когда-то дал повод, чтобы мне принесли на подпись это грязное письмо? Мало того, я сейчас же позвоню тем, кто поставил по недоразумению свою подпись, чтобы они ее немедленно убрали!"
А еще из забавных случаев вспоминается такой. Как-то я за спиной слышу разговор молодых людей:
— Покажи мне отца Владимира.
— А это вон тот высокий монах, у которого жена поэтесса.
Для непонимающих поясню: у меня действительно жена — поэтесса Олеся Николаева, но я, конечно же, не монах, у монахов вообще жен не может быть. Всех читателей «Российской газеты» и особенно носящих имя Татьяна, а также студентов, особенно тех, кто учится или учился в МГУ, поздравляю с днем Татьяны — дай Бог вам здоровья, дай Бог вам христианской любви, милосердия, долготерпения, душевного мира, дай Бог вам жертвенного отношения к ближним, дай Бог вам в словах и поступках не отдаляться от истины, дай Бог вам обладать такой внутренней свободой, когда можно жить в стесненных жизненных обстоятельствах и тем не менее оставаться абсолютно свободными людьми!
Российская газета, Артем Скоропадский