Осторожно: миссионеры!

Статья священника Иоанна Лапидуса о миссионерской деятельности Католической Церкви в России и на Украине, опубликованная в приложении к газете «Российский вестник».

В западной аргументации, лишь речь заходит об отношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей, звучат весьма устойчивые стереотипы. Есть «нехорошая» Русская Православная Церковь, некий оплот косности, инертности, средневековой дикости и ксенофобии. И есть «хорошая» Римско-Католическая Церковь, протягивающая руку помощи россиянам, пытающаяся привить им «прогрессивную» западную духовность и приобщить к сокровищам западной культуры. Православных обвиняют в нежелании забыть старые обиды, в постоянных придирках к руководству Ватикана, в неготовности идти на компромисс.

Однако если отбросить пафос подобных обвинений и обратиться к фактам, истинная картина православно-католических отношений будет иной. Есть две серьезные проблемы, о которых уже многократно заявляла Русская Православная Церковь. Это католический прозелитизм в России и СНГ и неуврачеванный конфликт православных с греко-католиками на Западной Украине. Позиция Римско-Католической Церкви по этим двум вопросам, мягко говоря, двусмысленная.

С одной стороны, на многочисленных встречах с представителями Русской Православной Церкви во время совместных конференций, в двусторонних коммюнике, католическая сторона постоянно уверяет нас в своей любви, братских чувствах и искреннем уважении к «Церкви-сестре». С другой стороны, в России действуют десятки католических миссионерских орденов, занимающихся активной вербовкой населения в католицизм. Наиболее откровенно это делается в приютах, организуемых этими орденами для детей-сирот, хотя благотворительность и социальное служение могли бы осуществляться в тесном сотрудничестве с Православной Церковью, тем более что соответствующие предписания для подобного рода ситуаций были сделаны Ватиканом еще в начале девяностых годов (документ папской комиссии Pro Russia 1992 года). Но нет, видимо, братская помощь с Запада поступает в Россию небескорыстно, и за чечевичную похлебку нуждающиеся люди принуждаются к отказу от своего православного «первородства».

Не менее серьезная ситуация складывается и с положением православных верующих на Западной Украине. После беспрецедентного по широте и размаху насильственного захвата храмов Православной Церкви в начале 1990-х годов, руководство Украинской Греко-Католической Церкви, видимо, поставило перед собой задачу при поддержке местной администрации навсегда освободить украинскую землю от присутствия на ней православных верующих. Во Львове, например, действуют сегодня всего два православных храма, и проуниатская администрация принимает решение о сносе одного из них невзирая на протесты православной общины.

В Ивано-Франковской области местная администрация отказывается выделить земельные участки под строительство двух православных храмов (имеющиеся храмовые здания захвачены и удерживаются униатами). Нарушений подобного рода масса, и ни в одном случае права православных верующих не были защищены. Более того, Греко-Католическая Церковь, к которой принадлежат не более 10 % населения Украины, претендует на общенациональное значение и требует у Ватикана статуса Патриархата, хотя подавляющее большинство украинцев – православные.

Возникает вопрос: чем объяснить упорное нежелание Ватикана упорядочить деятельность миссионерских орденов в России и СНГ и прекратить наступление униатства на православные юг и восток Украины? В июле 2003 года информационное агентство ENI опубликовало интересные данные, которые во многом помогают понять мотивы руководства Римско-Католической Церкви.

За последние десять лет 7 из 8 семинарий в традиционно католической Ирландии были закрыты ввиду отсутствия студентов, желающих принять по окончании учебы священный сан. За 2002—2003 год не было абитуриентов в 28 семинариях Испании (общее количество семинарий в этой католической стране – 68). В 7 католических семинариях Словакии обучается всего 606 студентов, и это число ежегодно уменьшается. В 4 семинариях Англии и Уэльса за прошедший год было всего 48 священнических хиротоний.

В католической Бельгии число семинаристов за последние пять лет сократилось вдвое и составляет всего 26 человек. Во Франции с населением более 60 млн. человек в 2002 году приняли священный сан 111 человек, а количество студентов семинарий сократилось за последние десять лет на 30 %. По данным на начало 2003 года, не было абитуриентов в католических семинариях Швейцарии в Женеве, Фрибурге и Лозанне. Из всех европейских стран с традиционным католическим населением только Италия и Польша могут похвастаться относительным ростом числа студентов-семинаристов и священнических хиротоний.

Все эти печальные данные наводят на мысль, что Россия в видении Ватикана предстает неким «непаханым полем», возделывая которое Римско-Католическая Церковь надеется преодолеть глубокий кадровый кризис в Европе. На этом фоне весьма показательно положение в Русской Православной Церкви, которая на 1988 год насчитывала всего 68 епархий, около 70 архиереев, чуть более 7 тысяч священнослужителей. Действовал 21 монастырь, было всего 3 семинарии и 2 духовные академии.

Сегодня Русская Православная Церковь имеет более 130 епархий, свыше 150 архиереев, более 16 тысяч приходов, на которых трудятся около 20 тысяч священнослужителей. В более чем 600 обителях возрождается монашеская жизнь. Духовное образование предлагается в 5 духовных академиях, в 33 духовных семинариях, богословских университетах и институтах, многочисленных духовных училищах. Только Московские духовные школы ежегодно выпускают около 200 студентов, большинство из которых принимают священный сан.

Таким образом, Русская Православная Церковь отнюдь не боится конкуренции с Римско-Католической Церковью, как об этом часто заявляют представители Ватикана в России. В течение 70 лет Русская Православная Церковь испытывала жесточайшие гонения со стороны безбожных властей. Но уже за 15 лет она доказала свою жизнеспособность и колоссальный потенциал. Гораздо логичнее было бы двум крупнейшим христианским Церквям объединить усилия для совместного свидетельства о Христе секулярному миру, прекратив никому не нужное противостояние. Но для прекращения конфликта требуются не слова, а истинное желание Ватикана изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

«Российский Вестник» № 7, 28 февраля 2004 г.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале