«Русский Дом»: Долгая дорога к храму
Статья о домовом храме святого благоверного князя Александра Невского в Академии управления МВД, опубликованная в журнале «Русский Дом» № 11, 2003.
Как-то по служебным делам я зашла в Академию управления (бывшую Академию МВД России). Там я совершенно случайно узнала, что в стенах этого учреждения открыт домовый храм, носящий имя святого благоверного князя Александра Невского.
Странное, казалось бы, сочетание: головное учебное заведение системы МВД и вдруг — храм Божий!
Только потом, узнав все подробности и поговорив со сведущими людьми, я поняла, что возвращение людей в милицейских погонах к вере, к истинным духовным ценностям является фактом не случайным, а, скорее, закономерным.
«Начиная с середины девяностых годов я, будучи сотрудником головного вуза системы МВД, призванного обучать лучших представителей российской милиции делу борьбы с преступностью, невольно почувствовал в системе обучения отсутствие главного, а именно — духовной опоры, — рассказывает диакон храма святого благоверного князя Александра Невского о. Александр (в миру — подполковник службы внутренних войск Александр Алексеевич Добродеев).
Однажды, прочитав объявление в газете, я пришёл в школу йоги. Позанимавшись четыре года, я так и не получил ответа на самые главные и животрепещущие вопросы.
Помогла жизненная ситуация. В 1996 г. мой тесть, человек довольно пожилой, заболел непонятной болезнью: отказала вся нижняя часть тела, и врачи никак не могли поставить диагноз. Я привёз больного в Москву, и в течение трёх месяцев предпринимались безуспешные попытки его вылечить. Казалось бы, нет выхода из создавшегося положения.
Однако по совету одной из наших знакомых, послушницы Зачатьевского монастыря, я обратился в ближайший храм (это был храм в подмосковном Переделкино) к иеромонаху Филарету с просьбой совершить таинство соборования. Когда священник приехал, он сразу же предложил освятить квартиру, а уж потом — соборовать больного.
Затем о. Филарет посоветовал незамедлительно съездить на Даниловское кладбище, где находилась могилка блаженной старицы Матроны, привезти оттуда немного святой воды, а также горсть земли. Землю нужно было приложить к больным местам.
Мы сделали всё так, как сказал нам батюшка. И свершилось чудо: на наших глазах больной вдруг почувствовал прилив сил и захотел самостоятельно встать с постели. Придвинув для опоры ему два стула, мы обнаружили, что они ему не нужны вовсе. С этого момента началось его выздоровление.
Прошло уже более пяти лет. До сих пор мой тесть живёт в своей деревне, колет дрова, носит воду и давно забыл про инвалидную коляску и костыли.
Соприкосновение с чудом подвигло меня и моих близких к воцерковлению. Я записался в воскресную школу при одном из храмов, затем стал посещать Центр духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском богословском институте.
Одним словом, жизнь обрела более ясные очертания, произошло то, о чём я давно мечтал: мне открылись до этого неизвестные вечные тайны Надежды, Любви и Веры».
Издавна вера как основа миропонимания была присуща воинскому сословию. Строго соблюдались такие чисто евангельские по духу принципы, как «не обидь слабого», «будь справедлив и милосерден», «честно исполняй свой долг».
Сейчас подобными правилами руководствуются немногие. Об этом свидетельствует рост коррупции и криминала, в том числе и в рядах милиции. Где же искать выход?
Ответом на этот вопрос, на мой взгляд, стало заключение специального Соглашения о сотрудничестве, подписанного в 1996 г. министром внутренних дел Анатолием Николаевичем Куликовым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Оно преследовало две основные цели: с одной стороны, исправление и перевоспитание преступивших закон граждан, а с другой — укрепление духовности личного состава правоохранительных органов. «Оберегать Россию и её граждан от скверны преступности и порока, всеми средствами проповедовать идеалы Добра, Мира, Справедливости, Милосердия» — эти слова Соглашения ясно и недвусмысленно обозначили поворот органов правопорядка к духовным истокам.
В стенах Академии силами сотрудников было оборудовано помещение для совершения богослужений. Сначала это была небольшая часовенка в обычной классной комнате, которая в 1998 г, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была преобразована в домовый храм.
«Сердце человека, — считают в Академии, — который по долгу службы вынужден применять силовые средства и методы, участвовать в спецоперациях, черствеет; и только Церковь способна удержать человека в нравственных рамках. Исповедь, покаяние, причащение Святых Тайн — самые действенные средства духовного врачевания. Церковь учит, наставляет, укрепляет и очищает. Но она не посягает на свободу, не властвует, не порабощает».
Создание церквей и храмов, подобных академическому, может оказаться решением проблемы нравственного оздоровления личного состава органов внутренних дел. Неслучайно один из основателей храма, подполковник Добродеев отметил: «Если в жизни нет высоких устремлений, то взамен неизбежно приходят низменные. С христианской точки зрения, благу народа нельзя служить безнравственными средствами».