Что читать неофиту?

Советы о. Владимира ВигилянскогоТалантливый человек в своем вдохновении, в конечной точке своего творческого порыва общается с Богом. Очень часто бывает так, что человек совершенно не религиозный, иногда атеистически настроенный, мало того, кощунник, как, например, Есенин, в своем творчестве может дойти до славословия Богу.

С таким вопросом мы обратились к священнику храма св. мц. Татианы о. Владимиру Вигилянскому, не только опытному духовнику, но в прошлом и литературному критику.

Мне кажется, что универсального ответа на этот вопрос нет. Потому что люди приходят в храм с разным интеллектуальным и культурным багажом. По всей видимости, каждому человеку нужно составлять индивидуальную программу. Я могу рассказать о собственном опыте. Я пришел в Церковь уже довольно сложившимся человеком и, как мне казалось, с большим культурным багажом. К тому времени мною было прочитано большое количество книг. Но было несколько книг, перевернувших все мое, сложившееся, казалось бы, к этому времени, мировоззрение. Сейчас их легко можно достать в любой книжной лавке.

Первая – это книга, вышедшая на Западе, о старце Силуане архм. Софрония (Сахарова). Она меня поразила. Потому что до этого я «имел дело» со святыми, жившими еще в далекие времена, а этот старец умер в 37-м году. Это был как бы последний (по времени) русский святой. Я вдруг услышал голос человека, который никогда нигде не учился. Крестьянского сына, солдата, после службы в армии отправившегося паломником на Афон и оставшегося там. Дожившего до такой мудрости, что если положить на одну чашу весов мудрость старца Силуана и всю мудрость Ленинской библиотеки, то еще неизвестно, что перевесит. Меня поразило то, что Бог может просвещать человека так, как никакое систематическое образование и никакая культура чтения не просвещает.

Примерно то же самое я перенес, когда прочитал книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Я по профессии литературовед и специалист по литературе XIX века. И вдруг я прочитал книгу высочайшего художественного уровня: такая духовная глубина, такой язык и стиль могли конкурировать с высшими образцами литературы XIX века. Книга на церковную тему написана так блестяще, что можно писать диссертацию по ее стилю. Я уж не говорю о содержании. Все облечено в символическую, метафорическую форму, форму притчи, что, в принципе, составляет основу Евангелия. Именно эстетическая сторона этой книги меня потрясла, а через нее – содержание. Потому что это книга о науке молитвы. Только прочитав ее, я понял, что молитва – это не какое-то заклинание, не самоуспокоение, не медитация, как в восточной культуре, или еще что-то, а прямой разговор с Богом.

Третья книга, которая тоже сейчас везде продается, – «Невидимая брань». Прочитав ее 25 лет тому назад, я вдруг понял, что существует целая наука лечения той главной болезни, которая является основным стержнем и содержанием моей жизни: болезни тщеславия, гордости, честолюбия. Это книга о тех тонких местах, о тех щелях, в которые как вода просачивается этот грех. Мы-то считаем, что гордость проявляется только тогда, когда мы говорим: я первый; не надо мне указывать, я сам знаю, как мне жить. Когда я обижаюсь на то, что меня никто не хвалит или делаю все напоказ. Вот это гордость человека. Есть вещи намного страшнее. Любой интеллигентный, культурный человек никогда не будет так себя выставлять. Но существуют такие хитрые ходы горделивого мышления, которые, оказывается, изучены свв. Отцами. «Невидимая брань» – это книга католического средневекового автора Скуполи, которую Никодим Святогорец обработал и придал ей православное содержание. Я понял, что борьба с гордостью и тщеславием – постоянное состояние любого православного человека.

Но самое главное – это уметь читать Книгу жизни. Надо учиться видеть Бога везде. Во-первых, в каждом человеке. Это самая большая наука, для изучения которой часто жизни не хватает. Во-вторых, – в природе, потому что все, что нас окружает – Божественное создание. И, наконец, – в культуре, потому что творить культуру – это тоже соработничество, сотворчество Господу. Талантливый человек в своем вдохновении, в конечной точке своего творческого порыва общается с Богом. И очень часто бывает так, что человек совершенно не религиозный, иногда атеистически настроенный, мало того, кощунник, как, например, Есенин, в своем творчестве может дойти до славословия Богу. Надо уметь в талантливом произведении – в музыке, в живописи, в скульптуре, в классическом искусстве любого направления и жанра – увидеть гармонию, Божественную красоту и восхвалить Господа за это. Очень многие люди пришли к Богу именно через культуру, через эстетику, благодаря соприкосновению с образами Прекрасного, Совершенного, с художественными образами, впитавшими в себя Божественный Свет.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале